Невидимый Интернет

(фрагмент книги Ющука Евгения Леонидовича "Интернет-разведка. Руководство к действию")

Переход на сайт Невидимый Интернет >>


Феномен Невидимого Интернета и принципы работы с ним детально описаны в лучшей, на наш взгляд, книге Криса Шермана и Гэри Прайса «Невидимый Интернет» (Chris Sherman & Gary Price «The Invisible Web».)
«Видимый» Интернет – это та часть ресурсов, содержимое которой может быть обнаружено с помощью поисковых машин.   К Невидимому Интернету относятся ресурсы, которые существуют в Глобальной Сети, и к которым можно получить доступ, если знать, где эти ресурсы находятся. Однако с помощью поисковых машин найти содержимое ресурсов Невидимого Интернета  нельзя.
По мнению разных авторов к Видимому Интернету относится порядка 20-30% содержимого Сети. Самые смелые источники называют цифру не более 50%. Таким образом, можно утверждать, что Невидимый Интернет – это основная часть ресурсов, доступных онлайн.

Причины существования Невидимого Интернета

Невидимый Интернет существует в силу целого ряда причин, среди которых – причины как технического, так и организационного характера.
Некоторые ресурсы могут быть индексированы поисковыми машинами с технической точки зрения, но те попросту пока что не успели обнаружить содержимое страницы. Некоторые виды контента не индексируются поисковыми машинами потому, что «пауки» сознательно настроены так, чтобы игнорировать те или инее ресурсы.
К другим ресурсам доступ ограничили владельцы страниц.
Некоторые страницы имеют такой формат, который пока не поддерживается поисковыми машинами.

Вот что говорят о Невидимом Интернете и причинах его существования Крис Шерман и Гэри Прайс:
«Парадокс невидимого Интернета в том, что легко понять, почему он существует, но трудно точно его определить в конкретных, специфических терминах.
Невидимый Интернет трудно точно определить и классифицировать по нескольким причинам.

1. Большинство страниц невидимого Интернета могут быть проиндексированы технически, но не индексируются, потому что поисковые системы решили их не индексировать. Это очень важный момент для невидимого Интернета – что поисковики просто решили исключить из индексации страницы определенного содержания. Мы не говорим о страницах со «взрослым» содержанием или спамерских сайтах, вовсе наоборот.  Большинство «невидимых» сайтов имеют высококачественный контент. Просто эти ресурсы не могут быть найдены с помощью поисковых машин общего назначения, т.к. они были заблокированы.

Есть много причин, почему так происходит. Если поисковик изменит свою политику по отношению к страницам подобного рода, то эти страницы станут частью видимого Интернета.

2. Довольно легко классифицировать сайты как часть видимого или невидимого Интернета, если посмотреть на то, каким образом они работают. Некоторые сайты используют технологию баз данных, что действительно сложно сделать поисковой машине. Это действительно невидимый Интернет. Другие сайты, однако, используют сочетание файлов, которые содержат текст и которые содержат мультимедиа, а поэтому часть из них может быть проиндексирована, а часть – нет. Такие сайты нельзя отнести четко к видимой или к невидимой части Интернета.

3. Некоторые сайты могут быть проиндексированы поисковыми машинами, но это не делается потому, что поисковые машины считают это непрактичным – например, по причине стоимости или потому, что данные настолько короткоживущие, что индексировать их просто бессмысленно – например, прогноз погоды, точное время прибытия конкретного самолета, совершившего посадку в аэропорту и т.п.»

Мы рассмотрим каждую из основных причин существования Невидимого Интернета более подробно.

Ограничения возможностей поисковых машин.

1. Физические ограничения скорости. Поисковые машины имеют физические ограничения по скорости поиска новых страниц.  Ежесекундно идет негласное соревнование: в Интернете появляются новые страницы, а поисковые машины наращивают свою мощь. Кроме добавления новых страниц, в Интернете происходят еще и исчезновение старых, а также внесение изменений в содержимое существующих, что также оттягивает на себя часть ресурсов поисковых машин. В этой постоянной гонке Интернет выигрывает у поисковых машин с большим перевесом.

2. Поиск информации – мероприятие довольно дорогостоящее. Содержание серверов, рассылка пауков по Интернету, индексация, исключение сдвоенной информации – это всё довольно дорогое удовольствие.

Понимая, что проиндексировать все документы в Интернете все равно не удастся, а затраты надо приводить в соответствие с доходами, владельцы поисковых машин вводят собственные ограничения в работе своих систем. Например, ограничивают глубину проникновения паука на сайте, общее количество страниц в индексе, пропускают старые страницы, на которые никто никогда не ходит. Или ограничивают частоту повторных посещений сайта пауком, в результате чего часть страниц устаревает.
В любом случае, когда принимается решение ввести ограничение на работу поисковой машины, это автоматически означает, что существуют страницы, которые могли бы быть проиндексированы, но проиндексированы не были.
Такое положение вещей имеет необычный побочный эффект: большие сайты могут порой проигрывать небольшим.

3. Принцип попадания страниц в индекс при помощи пауков.

Паук попадает только на те страницы, на которые есть ссылки с других страниц, либо которые внесены в очередь на индексирование вручную – путем заполнения формы «Добавить страницу» (“Add URL”). Соответственно, если на страницу никто не ссылался, и никто о ней не сообщал поисковой системе вручную, то такая страница не будет проиндексирована.
Кроме того, если даже паук регулярно посещает страницу, то он делает это с  определенной периодичностью. Если в промежутке между двумя посещениями страница изменится, то это изменение некоторое время будет неизвестно поисковой системе и ее пользователям.
Таким образом, существуют две задержки по времени в индексировании страниц: когда страница создана, но еще неизвестна поисковой машине, и когда паук проиндексировал страницу, но не посетил ее повторно

4. Необычные слова на странице, интересующей пользователя.

Страница, которая нужна пользователю, может содержать слова, иные, чем пользователь обычно вводит в поисковую строку. В результате, пользователь, не обладающий достаточно высокой квалификацией в поиске информации в Интернете, не может найти нужную страницу с помощью поисковой машины.

5. Предпочтение поисковой машиной быстроты поиска, а не его глубины.

Выбор между «максимально быстро» и «максимально полно» существует в любой отрасли, связанной с получением и обработкой информации. Поисковая машина обычно сориентирована владельцами на наиболее быстрое получение результатов, пусть даже в ущерб полноте. Поэтому некоторые страницы, индексирование которых трудоемко, остаются за пределами базы данных, попадающей на сервер поисковой машины.

Хотя бывают исключения из этого правила. Существуют специализированные поисковые машины, которые ищут информацию именно глубоко, а не быстро. Но они при этом «ходят» на тематические сайты. Примером такой специализированной поисковой машины может служить, по информации Гэри Прайса LawCrawler(http://lawcrawler.lp.findlaw.com/ ) или Politicalinformation.com (http://www.politicalinformation.com).

6. Ориентация поисковых машин на поиск текстов в разных вариантах.

Поисковые машины исторически были сориентированы на поиск текстов. Сначала – текстов, представленных в формате HTML, затем стали  добавляться и другие форматы – например, Word (.doc), Adobe Acrobat (.pdf), Flash.
Однако все эти форматы все равно содержат тексты. Индексировать изображения или, например, звуковые файлы (не названия звуковых файлов, а именно сам звук), поисковые машины пока не научились.

 

Типы контента в Невидимом Интернете.

Разные типы контента по разным причинам могут стать частью невидимого Интернета.

1. Быстрое устаревание или изменение информации.

Некоторые виды информации устаревают или меняются столь стремительно, что пауки не в состоянии ее проиндексировать своевременно. При этом часто владельцы поисковых машин вообще не пускают пауков на такие страницы, дабы не тратить ресурсы на бесполезное занятие.
Примером такого контента может служить погода в реальном масштабе времени.

 2. Страница состоит преимущественно из документов в таких форматах, которые не поддерживаются поисковыми машинами.

Например, страница содержит только изображение.

 

3. Содержимое страницы генерируется по запросу .

Примером такой страницы может быть расчет цены автомобиля, в зависимости от комплектации и материала отделки салона. Для получения такой страницы пользователь пошагово заполняет формы на сайте, и конечный результат каждый раз формируется заново.  Содержимое такой страницы не может быть проиндексировано по той простой причине, что без запроса страницы не существует, а заполнять формы паук не умеет.

4. Содержимое баз данных.

Результат из базы данных появляется тоже только после ввода определенного запроса в форму обращения к базе данных. Паук, как и в предыдущем случае, не может ни заполнить форму запроса, ни проиндексировать содержимое самой базы данных.

5. Страница не вводилась в форму добавления сайта и при этом на нее не ведут никакие ссылки.

Паук никаким образом не может узнать о существовании подобной страницы, поэтому ее не посещает.
Такие страницы, кстати, могут представлять большой интерес для конкурентной разведки, поскольку на практике известны случаи, когда на них содержались эксклюзивные предложения для некоторых клиентов.
Мы сталкивались с ситуацией, когда компания смогла вычислить алгоритм составления адресов таких страниц конкурентном, после чего была долгое время в курсе всех его специальных предложений – до смены системного администратора конкурента и механизма формирования адресов таких страниц..

 

Автор: Ющук Евгений Леонидович

Переход на сайт Невидимый Интернет >>

 

Переход на страницу с тегами "Invisible Web" в блогах (англ.)

 

Удаление информации из Интернета. Стирание негатива из Интернета

Создание сайтов для малого бизнеса. Создание сайтов для ИП

 


<< Вернуться на главную страницу сайта

Перейти к разделу "Конкурентная разведка на предприятии а также вопросы промышленного шпионажа " >>

Перейти к разделу "Интернет и компьютеры как инструменты конкурентной разведки" >>

Перейти к разделу "Вопросы стратегии и геополитики глазами специалистов разведки. Библиотеки. Полезные ресурсы " >>

Перейти к разделу "Официальная информация о российских предприятиях и гражданах в открытом доступе " >>

Сайт Нежданова Игоря Юрьевича "Аналитическая разведка в России"

Сайт Невидимый Интернет

Сайт "Конкурентная разведка и информационная война"

Блог Корпоративные блоги

 

 

Открытый мастер-класс Ющука Евгения Леонидовича. Ющук Евгений Леонидович "Конкурентная разведка против PR в живом эфире". В порядке ответа на
"Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович

Блог поддержки открытого мастер-класса Ющука Евгения Леонидовича. Ющук Евгений Леонидович "Конкурентная разведка против PR в живом эфире". В порядке ответа на
"Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович

Пример разработки объекта методами конкурентной разведки: Кузнецов Сергей Валентинович

Результат работы конкурентной разведки по объекту - на примере Кузнецова С.В.: Кузнецов Сергей Валентинович

Хонда Екатеринбург

Honda Екатеринбург

 

 


Ющук Евгений Леонидович. Ющук Евгений Леонидович (Ющук Е.Л., Евгений Ющук, Evgeny Yushchuk, Yushchuk Evgeny Leonidovich) Конкурентная разведка для тех, кто работает в российском бизнесе. Конкурентная разведка как продолжение маркетинга.



1