Ющук Евгений Леонидович, профессор УрГЭУ. Конкурентная разведка.

 

 

На главную страницу сайта "Конкурентная разведка"

Управление репутацией в Интернете, в том числе борьба с негативом в Интернете

Интернет-форумы по конкурентной разведке

Организация конкурентной разведки на предприятии

Работа с людьми в конкурентной разведке

Интернет и компьютеры в конкурентнойразведке

Дополнительные возможности поиска в Интернете для конкурентной разведки

Блоги и блогосфера в конкурентной разведке

Инструменты анализа сайта для конкурентной разведки

Фотохостинги, не требующие регистрации, для конкурентной разведки

Исследование графических файлов в конкурентной разведке

Полезные ресурсы по конкурентной разведке

Официальная информация по предприятиям и гражданам в открытых источниках : Россия, Украина, Беларусь

Анонимное посещение сайта в конкурентной разведке

Плагины к браузеру Mozilla firefox, рекомендованные специалистами конкурентной разведки

Одноразовые почтовые ящики для конкурентной разведки

 

 

Веб-явки и пароли.

Автор: Роман Ромачев  | Источник: business-magazine.ru, через сайт it2b.ru


Рутинная для бизнеса процедура — проверка контрагента перед заключением договора. В наш ИТ-век бизнес-разведка по открытым Интернет-источникам и базам данных вроде бы должна быть делом несложным. Но только (увы!) не в России. Хотя и у нас при известной сноровке можно сделать многое.

Как это выглядит в странах с устоявшимся «электронным правительством», где существуют общедоступные базы данных государственных органов на любой вкус и где все систематизировано и разложено по полочкам?

Например, на сайте Агентства по корпоративному регулированию и отчетности правительства Сингапура (www.acra.gov.sg) вы в несколько кликов мышкой сможете получить подробную справку о любой сингапурской компании, включая информацию о руководителях и владельцах. Любого гражданина США вы сможете быстро «пробить» по базам на криминал или административные правонарушения (включая штрафы за неправильную парковку) через Интернет — например, с помощью ресурса Criminalsearches.com, осуществляющего поиск по базам большинства штатов.

А справившись по базе Федерального бюро тюрем США (www.bop.gov), вы, например, с облегчением сможете убедиться, что осужденный этим летом за создание крупнейшей в истории финансовой «пирамиды» Бернард Мейдофф (заключенный № 61727-054) «надежно» сидит в федеральном исправительном комплексе Butner в Северной Каролине. Если вас разберет любопытство и вам захочется выяснить, сколько зарабатывают американские госслужащие и руководители публичных компаний, то ресурс Mydanwei.com немедленно просветит вас и на сей счет. Например, подскажет, что годовой доход Арнольда Шварценеггера, губернатора Калифорнии, составляет 175 тысяч долларов. В общем, открытой информации много, добывается она быстро, и при этом либо бесплатна, либо обходится интересующимся в символические деньги.

«Нет в России никакого «электронного правительства», все это химера», — сказал в феврале этого года президент Дмитрий Медведев на заседании совета по развитию информационного общества в России. Замечу, что на реализацию девятилетней программы «Электронная Россия» выделили 2,4 млрд долларов, а ее последний этап завершится вот-вот — в 2010 году. И, на мой взгляд (как человека, профессионально работающего с информацией), у программы серьезные проблемы в части создания «общедоступных государственных информационных ресурсов для граждан». Хотя стоит признать, что, следуя заданному курсу на информационную открытость, госструктуры действительно в последние два года стали выкладывать в свободный доступ немало полезных сведений. Проблема в том, как именно они это делают.

Во-первых, официальный Рунет трагически дезинтегрирован. Территориальные подразделения одного и того же ведомства сплошь и рядом сыплют на свои сайты файлы «навалом», распихивая их по разным страницам и в разных форматах. Вы, например, не обнаружите на сайте ФНС единой базы должников по налогам. Собирайте ее фрагменты на сайтах территориальных управлений ФНС — причем «порайонно». Во-вторых, информация часто выкладывается будто бы для «галочки» — на месяц–два, а потом навсегда удаляется.

Огромный массив данных прямиком попадает в «невидимый Интернет», который не индексируется поисковиками, так что пользователям от него мало толку. В-третьих, уже имеющиеся общедоступные бесплатные сервисы имеют тенденцию деградировать с точки зрения удобства их использования и возможностей. Например, еще несколько лет назад на сайте Роспатента (www.fips.ru) можно было бесплатно сделать поиск по реестру и выяснить, кому принадлежат права на тот или иной товарный знак или знак обслуживания. Бесплатный доступ в реестр открыт и сейчас. Вбивайте номер свидетельства регистрации — и получайте документ. Но только если знаете номер, потому что поиска больше нет.

Тем не менее кое-что по части проверки контрагента в режиме онлайн можно сделать и в России. Сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, за исключением паспортных данных физлиц и данных о банковских счетах, в соответствии с законом должны быть открыты и общедоступны (ст. 6, № 129-ФЗ). На сайте ФНС (www.nalog.ru) в разделе онлайн-сервисов можно бесплатно провести поиск компании по одному из нескольких полей (название, ИНН, ОГРН) и получить исходные сведения о ней. Впрочем, достаточно скупые — без упоминания руководителей и учредителей. Имя руководителя (в том числе и юридических лиц в форме ООО) в бесплатном режиме иногда можно вытащить с помощью Системы комплексного раскрытия информации (СКРИН, www.skrin.ru), основанной Национальной ассоциацией участников фондового рынка.

Более глубокие «раскопки» в том же направлении потребуют затрат. На многофункциональном статистическом портале «Мультистат» (www.multistat.ru), созданном ФГУП ГМЦ Росстата, можно заказать бизнес-справку, включающую ФИО руководителей и учредителей фирмы, а также основные показатели бухгалтерской отчетности — за 55 рублей. Вопреки распространенному среди предпринимателей мнению, полный бухгалтерский отчет компании (формы №№ 1–5) — вовсе не коммерческая тайна за семью печатями. Правительство РФ еще в 1995 году даровало статистическому ведомству право снабжать подобной информацией «широкий круг заинтересованных пользователей» на платной основе (постановление № 399). Что оно с тех пор исправно и делает, взимая по 409 рублей за предоставление одного баланса. Самый свежий баланс, правда, будет за 2007 год.

Есть еще одно неудобство: заинтересованному пользователю придется возиться с оплатой через банк и квитками, а заказанной информации дожидаться почти неделю. Те, кто торопится, могут воспользоваться аналогичным сервисом уже упомянутой СКРИН или Системы профессионального анализа рынка и компаний (СПАРК, www.spark.interfax.ru). Здесь краткая справка о компании обойдется в 300 рублей, а полная, включающая баланс, — 1 000–1 550 рублей. Зато оплатить услугу можно через Интернет.

Дальше будет весьма полезно «пробить» (бесплатно) интересующую вас фирму, ее руководителя и учредителей с помощью расширенного поиска по Банку решений арбитражных судов на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ (www.arbitr.ru). Нужно же знать, в каких арбитражных переделках бывал ваш потенциальный партнер!

Вполне может быть, что негативные сведения об интересующей вас компании когда-то мелькали в «невидимом» официальном Рунете — том самом, где информация иногда имеет обыкновение появляться лишь на месяц–другой. Например, в какой-то момент компания могла фигурировать в списке недоимщиков по налогам. Но ничто не проходит бесследно, даже если ведомства давно стесали эти сведения со своих интернет-скрижалей. Тут могу предложить собственное детище — бесплатный онлайн-сервис Web Insight (поисковая форма размещена на www.r-techno.com). Он ищет компании и людей по базе пестрых и разноформатных «временных файлов», которые мы скрупулезно собираем вручную (процесс не поддается автоматизации) по сотням ведомственных сайтов последние несколько лет.

Что еще предприниматель может сделать самостоятельно? Проверить компанию по реестру должников, который ведут судебные приставы (www.fssp.ru), и реестру недобросовестных поставщиков Федеральной антимонопольной службы (www.rnp.fas.gov.ru).

Не стоит недооценивать и возможности «неофициального» Рунета. Простой анализ сайта проверяемой компании и уровня ее присутствия в информационном поле может дать очень многое. Как и запрос в поисковых системах, в котором название компании комбинируется со словами «отзыв», «жалоба», «иск» (для снижения информационного «зашумления» в результатах поисковой выдачи). Конечно, полученная таким образом информация частенько оказывается недостоверной и требует тщательнейшей перепроверки, но ее можно рассматривать как веб-намек, помогающий в розыске «скелетов в шкафу». Странствие по социальным сетям и «работным» сайтам может вывести на бывших или действующих сотрудников проверяемой фирмы… Словом, даже несмотря на высокую информационную энтропию официального Рунета, зарыться можно достаточно глубоко.

Предпринимателю нужно определиться с внутренним «регламентом» в своей компании: какую категорию контрагентов и насколько глубоко проверять и на основании каких признаков давать отказ в сотрудничестве. Впрочем, не стоит уподобляться налоговикам, которые изобрели аж 109 признаков неблагонадежности компании. Достаточно будет трех–пяти. Уже это позволит вам процентов на 50 снизить вероятность нарваться на мошенников.

 

Удаление информации из Интернета. Стирание негатива из Интернета

Создание сайтов для малого бизнеса. Создание сайтов для ИП