Евгений Ющук. Конкурентная разведка |
||||
|
<<< На главную страницу сайта "Конкурентная разведка" Информационная война в Интернете, обучение Конкурентной разведке и другие услуги, которые можно заказать Евгению Ющуку |
Немного из науки. Институционализация конкурентной разведки, или о том, надо ли срочно делать "Закон о Конкурентной разведке"Евгений Ющук, 2012 год По мере развития Конкурентной
разведки, все чаще предпринимаются попытки осмыслить
процесс ее оформления как института общества.
В экономической науке институт выступает аналогом формальной
организации, одним из проявлений которой является конкурентная
разведка. Институциональный подход к анализу экономических
явлений позволяет шире взглянуть на устоявшиеся категории. Не
случайно Р. Коуз в статье «Природа фирмы»[1], совершившей
своеобразный переворот в экономической науке, критиковал
представителей ортодоксальной economics 20-30-х годов
ХХ в. за то, что их интересует лишь проблема установления
равновесных цен, а не институциональная основа рынка.
Соответственно, выявление места конкурентной разведки в системе
институтов российского предпринимательства, дает возможность
наметить меры по совершенствованию механизма регулирования
деятельности конкурентных разведчиков в рамках правового поля. В широком смысле «институт» определяется как «нормативный
порядок, определяющий и направляющий шаблоны социального
действия, признаваемые его членами как морально и социально
важные для существования общества»[2]. Д. Норт
подчеркивает, что институты – это правила и механизмы,
обеспечивающие их выполнение[3]. Данное определение позволяет ограничить анализ содержательной
стороны процесса институционализации. Если обратиться к
электронным информационно-поисковым системам, можно обнаружить
самые разнообразные определения категории «институционализация»
– от процесса превращения политических партий из обычной
ассоциации граждан в полноценный конституционно-правовой
институт до постепенного перехода к доминированию
институциональных инвесторов над индивидуальными инвесторами на
финансовых рынках[4]. А. Зуб
предлагает понимать под данным явлением процесс правового и
организационного закрепления системного подхода, обеспечивающего
сбалансированность и общее направление роста организации[5]. Наконец,
ведущий американский специалист в области конкурентной разведки
Дж.Е. Прескотт полагает, что институционализация – это
превращение чего-либо в один из распространённых и узаконенных
социальных институтов общества[6]. Акцент на юридических аспектах процесса институционализации не
должен означать, что он сводится к простой процедуре принятия
необходимого в каждом конкретном случае нормативного акта. Всякий
институт историчен по своей природе и не может возникнуть в
результате какого-либо абстрактного волеизъявления.
Как невозможно представить себе укоренение института
современного акционерного общества в экономике Древнего Египта,
так и институт присвоения государством прибавочного продукта в
форме отработочной ренты (путём сгона огромных масс
крестьян-общинников в период разлива Нила на строительство
пирамид или иных крупных сооружений) отторгается в настоящее
время как на межличностном, так и на законодательном уровне.
Отечественная практика принудительного использования горожан на
сельхозработах в 1960-1980-х годах наглядно показала, что даже
угроза репрессий, вплоть до увольнения или исключения из
учебного заведения, не обеспечила имплементации этого более чем
архаичного института в качестве общепринятой нормы. Однако
стоило в 1990-е годы перейти к системе заключения трудовых
контрактов на выполнение сельскохозяйственных работ сезонного
характера, как «барщина» быстро трансформировалась в способ
заработать деньги и приобрести на льготных условиях определённые
запасы овощей и иных сельхозпродуктов некоторыми категориями
малообеспеченных граждан. Историчность процесса институционализации предполагает
прохождение ряда обязательных этапов, содержание которых
отражает последовательность изменения восприятия
иституционализируемого явления в индивидуальном и общественном
сознании. Как известно, человеческой деятельности свойственно
опривычивание или хабитуализация (от лат. habitare –
часто бывать, постоянно находиться). Часто повторяемое
действие не просто становится привычным, но и воспринимается
как образец, если позволяет экономить усилия при регулярном
воспроизведении. Предусматривая стабильную основу
протекания человеческой деятельности с минимумом затрат на
принятие решений в течение большей части времени, хабитуализация
освобождает энергию для принятия решений в тех случаях, когда
это действительно необходимо[7]. Применительно
к процессу институционализации конкурентной разведки этап
хабитуализации может найти воплощение в привычке субъекта
предпринимательской деятельности постоянно интересоваться
делами конкурентов, даже если конъюнктура рынка не вызывает в
этом необходимости. Этап хабитуализации ещё не означает появления института как
такового. Опривыченные действия могут сменять друг
друга в рамках деятельности каждого из предпринимателей, но
если они становятся типичными для определённого сообщества,
можно говорить о следующем этапе институционализации.
Именно типизация опривыченных действий порождает
институт в зачаточной форме, поскольку, с одной
стороны, она предполагает, что эти действия доступны для всех
членов данной социальной группы, а с другой – типичность
действий своим следствием имеет типизацию участников процесса. В
гражданском праве этапу типизации соответствует категория
«обычай делового оборота», под которой понимается сложившееся и
широко применяемое в какой-либо области предпринимательской
деятельности правило поведения, не предусмотренное
законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в
каком-либо документе (ст.5 Гражданского кодекса Российской
Федерации). Превращение поиска информации о конкурентах в
распространённую практику вписывается в рамки этого понятия. Укоренённость обычая делового оборота во времени
означает, что он становится достоянием не только субъектов
предпринимательства, установивших такую практику, но и
последующих участников предпринимательских отношений,
принимающих сложившиеся «правила игры». Обретая
историчность, зачаточный институт теперь переживает
этап объективации, то есть отделения складывающейся нормы от
личности её «автора». Институт теперь воспринимается
как обладающий собственной реальностью, с которой индивид
сталкивается как с внешним и принудительным фактом[8]. Этапу
объективации будет соответствовать стремление
предпринимательского сообщества каким-либо образом закрепить
обычаи делового оборота, от прописывания определённых правил,
в том числе касающихся разведывательной деятельности, в
различного рода кодексах деловой этики и т.д. до выступления с
законотворческими инициативами. Логическим следствием объективации института становится
его легитимация, то есть официальное правовое закрепление. Необходимость
этого шага обусловлена хотя бы тем, что первоначальный смысл
сложившегося института становится недоступен пониманию на уровне
памяти индивида. То есть историчность складывающегося
институционального порядка требует, чтобы он обладал не только
когнитивной (объяснение), но и нормативной (оправдание)
интерпретацией, и этой цели как раз и служит легитимация как
завершающий этап институционализации (см. рис.1.1). Закрепление института в нормах действующего законодательства имеет и ещё один смысл. Перед вступающими в сложившиеся предпринимательские отношения новыми хозяйствующими субъектами встаёт вопрос принятия или непринятия существующих правил. Во втором случае возникает необходимость применения санкций. На уровне обычаев делового оборота эта санкции не могут выходить за рамки морального осуждения или исключения «отступника» из будущих хозяйственно-договорных отношений, действующий же нормативный акт обладает гораздо бoльшими возможностями в плане утверждения власти института над индивидом. Для конкурентной разведки это обстоятельство имеет особое значение, поскольку сама деятельность по получению информации о конкурентах постоянно балансирует на грани соблюдения либо несоблюдения правовых и этических норм. Своеобразным дополнением к этой схеме могут служить слова Дж.Е.
Прескотта: «Сегодня институционализация… конкурентной разведки
является следствием взаимодействия нескольких факторов:
профессионалам-практикам КР удалось доказать топ-менеджерам ее
полезность; появляются все более изощренные организационные
формы и аналитические методы КР; сложилось сообщество
профессионалов, деятельность которого приобрела глобальный
размах»[9]. На международном уровне хабитуализация, типизация и объективация методов ведения легальной разведывательной деятельности в экономической сфере нашли организационное воплощение в SCIP – Обществе профессионалов конкурентной разведки. Данная организация была учреждена в 1986 г. и объединяет около 3 тыс. членов более, чем из 50 стран (по состоянию на конец 2007 г.). Эта организация помогает специалистам разных стран обмениваться опытом, а также занимается популяризацией профессии конкурентного разведчика во всем мире. Для достижения этих целей SCIP имеет собственный сайт в Интернете, выпускает и рассылает по почте полноцветный журнал, делает рассылку последних новостей и обзоров Интернет-ресурсов. Кроме того, организация проводит две ежегодных конференции – общемировую и европейскую. Перед конференциями проходит учеба специалистов по различным темам конкурентной разведки. В период между конференциями SCIP организует так называемые «вэбинары» (семинары-телеконференции в Интернете). Кроме того, в период между конференциями работают так называемые «chapters» (собрания) – периодические мини-конференции, проводимые по территориальному признаку. Есть также объединения членов SCIP в крупнейших социальных сетях в Интернете – например, в Facebook и LinkedIn. В SCIP соотношение выходцев из спецслужб разных стран и из бизнеса примерно 1:1. [1] См.: Коуз Р.Г. Природа фирмы // Природа фирмы: Пер. с англ. М.: Дело, 2001. С.33-52. [2] McKee J.B. Introduction to sociology. N.Y. 1969. P.132. [3] См.: Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3. С.10. [4] См.: Национальная экономическая энциклопедия // Интернет-ресурс: http://vocable.ru. [5] См.: Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2008. С.420. [6] См.: Прескотт Дж.Е. Конкурентная разведка – уроки с переднего края // Конкурентная разведка: Уроки из окопов /Под ред. Дж.Е. Прескотта, С.Х. Миллера. – М.: Альпина Паблишер, 2003. С.13. [7] См.: Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания // Интернет-ресурс: http://www.i-u.ru/biblio/archive/berger_reality_social_construction/default.aspx. [8] См.: Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания // Интернет-ресурс: http://www.i-u.ru/biblio/archive/berger_reality_social_construction/default.aspx. [9] Прескотт Дж.Е. Конкурентная разведка – уроки с переднего края. С.13. Конец цитаты.
|
|