Как показал, возникший в
комментариях к предыдущему посту, спор, процесс
выведывания можно понимать по-разному. На наш взгляд, главным
образом это понимание зависит от того, кто является объектом
выведывания (у кого выведывают информацию), и какие отношения
связывают объекта выведывания и того человека, который это
выведывание осуществляет.
Таким образом, можно с уверенностью выделить две основные
ситуации, в которых уместно говорить о применении метода
выведывания для целей бизнеса.
Во-первых, выведывать информацию можно
у человека, который уже знаком инициатору и у них уже сложились
определенные отношения. К примеру, это может быть коллега из
компании конкурента, с которым вы регулярно видитесь на
каких-либо отраслевых или любых других увеселительных либо
спортивных мероприятиях. Зачастую в таком случае общие темы для
общения находятся очень быстро, и, в зависимости от личных
качеств и характера обоих, беседы могут зайти намного дальше чем
«Привет, как дела?».
В этом случае, конечно, следует помнить, прежде всего, о двух
вещах:
- - о том, что вы можете быть для вашего визави таким же
объектом выведывания, как и он для вас,
- - и о том, что, не смотря на профессиональное рвение,
нужно уважать своего собеседника как человека и не переходить
пределы толерантности и этики (которые, конечно же, каждый
определяет для себя сам).
Во-вторых, выведывание информации может
иметь место тогда, когда инициатор и его объект до момента
вступления в контакт были не знакомы. Именно в этом случае идет
речь о подходе и его важности, о чем мы говорили в предыдущем
посте.
Естественно, что прежде чем приступить к выведыванию,
необходимо установить с объектом соответствующий контакт,
который поможет приоткрыть психологическую защиту, что в свою
очередь создаст возможность того, что визави «сболтнет лишнего».
Как мы все понимаем, ослабить психологическую защиту любой
человек может перед тем, от кого не ожидает угрозы, а наоборот
испытывает некую симпатию или хотя бы общность интересов. Именно
поэтому в процессе выведывания у незнакомого ранее человека
такую важную роль играет планирование первого подхода. Это нужно
для того, чтобы после первых 2-3 минут разговора собеседник был
заинтересован продолжать беседу. В этой связи помочь могу
некоторые приемы и методы НЛП.
Например такие как «подстройка». Принято считать, что человек
не может «спорить» или негативно относиться к своему
«отражению». Как говорят специалисты НЛП, подстройку можно
осуществлять по многим факторам (положение тела или поза, манера
общения, использование терминов и предикатов речи,
заинтересованность одной тематикой и т.д.), главное найти «узкие
места», которые смогут расположить к вам вашего объекта.
Очень важна также ситуация, в которой состоится первый контакт
с объектом. Учитывая то, что при осуществлении выведывания,
одним из главных факторов является сокрытие своего интереса к
тем вопросам, которые вы пытаетесь выведать, самой идеальной
ситуацией, в которой состоится первый контакт, будет та, когда
он сам выступит инициатором (обратиться или заговорит первым).
Целесообразно
также подойти выборочно к моменту вступления в контакт. Если это
возможно, лучше подобрать время, когда объект наиболее
расслаблен (например, вышел на перекур или пьет кофе) или
предрасположен к общению.
Что касается планирования самой беседы с объектом, то этот
вопрос достаточно неоднозначен. Конечно, любая хорошая
импровизация – это хорошо спланированная импровизация, и очень
хорошо иметь наготове несколько фраз или путей развития
разговора для того, чтобы не терять контроль над нитью беседы.
Однако случается и так, что приходиться быстро реагировать на
слова собеседника, чтобы упрочить налаживающийся контакт. К
примеру, если он обронит фразу о своих увлечениях авиамоделизмом
или собаководством.
Говоря непосредственно о самом процессе выведывания,
целесообразно вспомнить о «правиле края», которое так хорошо
известно советскому разведчику Штирлицу и современным российским
специалистам по пиару.
Заключается это правило в том, что людям свойственно запоминать
информацию, которая содержалась в начале и в конце сообщения, и
забывать, то, что было в середине. Так же и в отношении
разговоров, люди больше помнят то, что было в начале и в конце.
Следовательно, самые острые вопросы, которые могут демаскировать
вашу заинтересованность «закрытой» тематикой следует задавать в
середине беседы, а заканчивать фразами на отвлеченные темы.
После такого подхода, на вопрос сотрудника службы безопасности
компании вашего объекта «о чем разговаривали?», он с
уверенностью сможет ответить «О погоде, о симпатичных девушках
возле выставочных стендов, о ценах на отдых в Тайланде…»
Будет также гораздо лучше, если в той части беседы, которая
касается интересующих вас проблем, вы не будете формулировать
свои слова как прямые вопросы. Лучше говорить утверждениями
общей направленность, вставлять в них неточности или делать
сомнительные заявления. Фразы должны подразумевать ожидание
ответной реплики от вашего собеседника.
Хотелось бы также еще раз подчеркнуть строгую необходимость
недопущения расшифровки интереса к закрытым темам. Ибо в случае,
если ваш объект догадается о том, что с ним ведут игру и пытаются
«раскрутить его на информацию», которую он, в принципе, разглашать
не должен, он не только закроется и вы потеряете его и как
источника информации, и как собеседника… Это также чревато
реакцией со стороны службы безопасности компании, в которой
работает ваш объект, а также несет определенные репутационные
риски в среде, в которой вы общаетесь.