Введение в анализ текстовой информации

рис.

Автор: Нежданов Игорь Юрьевич

Понятийный аппарат
Прежде чем приступим к изучению вопроса необходимо сделать так, чтобы мы понимали друг друга – говорили на одном языке. Иначе изучить анализ и освоить его приемы будет весьма проблематично. Для этого вначале разберемся с терминологией.


Что такое АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ. Для ответа на данный вопрос необходимо понимать что такое анализ сам по себе и что такое информация. Попробуйте ответить на вопрос что такое ИНФОРМАЦИЯ? В чем сущность информации? Как можно описать информацию? Согласитесь – это не так просто как кажется на первый взгляд.

Информация это та сущность, которую нельзя потрогать, а значит на нее не распространяются некоторые, привычные нам правила и законы. Информация вне мира вещей, хотя и тесно с ним связана, информация живет по своим законам и эти законы необходимо знать, иначе вы не сможете эффективно с ней работать.


Итак, информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение), первоначально - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом. Информация - по законодательству РФ - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

То есть информация это нечто не материальное. Нечто такое, что циркулирует между людьми, при этом оставаясь неосязаемым. Не путайте информацию с ее носителем – бумагой, дискетой, пленкой, жестким диском компьютера, памятью человека, радиоволнами, механическими колебаниями (звуком) – это все носители информации, но не сама информация. Мы можем говорить о форме представления информации, о способе ее фиксации, но ничего не можем сказать о информации в чистом виде.


Если разобрались с первым термином – можно переходит ко второму. А что такое АНАЛИЗ? АНАЛИЗ (из греч.) разбор, разложение целого на составные части его. Анализ - метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. То есть деление объекта изучения на составные части, изучение этих составных частей и их свойств в отдельности, и построение выводов об исходном предмете и его свойствах на основе знаний полученных о его составных частях. Можно сформулировать ближе к проблеме бизнесразведки – извлечение из разрозненных данных новых знаний о предмете интереса (объекте изучения).


Теперь попробуем соединить и ответить на вопрос - что такое АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ? Попробовав соединить два предыдущих определения получается, что анализ информации это разложение на составляющие и исследование передаваемых людьми сведений. Если опустить энциклопедические формулировки, то анализ можно определить как деятельность по изучению данных, умозаключения по положению дел в настоящий момент, построению прогнозов на основе этих данных и выработке рекомендаций. Иными словами нужно осмыслить полученные данные и обоснованно ответить на следующие вопросы: какова ситуация сейчас, как будут развиваться события; каков возможный вред или возможная польза; как использовать новые возможности или предотвратить негатив.

Итак, налицо несколько направлений анализа.

Первое – восстановление по отрывочным данным полной картинки. Примерно то же самое как ребенок собирает из небольших элементов (пазлов) картинку.

Второе – прогнозирование поведения объекта, построение предположений о дальнейшем развитии событий. Но не ясновиденье, не гадание, а построение обоснованных предположений.

Третье – выработка рекомендаций о том, как себя вести, что делать, что предпринять для достижения поставленных ранее целей.
Безусловно, в данный момент мы рассмотрели только часть необходимых терминов, - остальные будем описывать по мере возникновения потребности в их истользовании.

Алгоритм анализа
Анализом информации мы занимаемся постоянно. Каждая новая порция информации вызывает некие процессы, которые позволяют нам оценить полученную информацию, сопоставить с имеющейся, сделать какие то выводы и т.п.. Попробуйте объяснить как происходит анализ информации у вас в голове. Что происходит, когда вы получаете новую порцию информации? Какие процессы возникают в вашей голове? Какие процессы являются основными какие второстепенными? Согласитесь, это не просто, хотя каждый из нас этим занимается ежесекундно. Даже когда мы спим наш мозг осуществляет эти процессы, пусть и в уменьшенном, по сравнению с активной фазой, объеме.

Предположим, проблема четко определена и описана, источники информации подобраны и налажено поступление информации от них и информация начала поступать. Вы подошли к собственно анализу данных. На самом деле анализ начинается с поступлением первых данных. И даже раньше – с осмысления проблемы. С самых первых шагов, вникая в ситуацию, подбирая источники, организовывая информационные фильтры, собирая информацию, вы уже приступили к ее анализу, поэтому не забывайте для чего вы все это делаете – какова конечная цель.

А упрощенный алгоритм самого анализа следующий:
-оценка информации
- каталогизация полученной информации и ее архивирование
-анализ информации или формулирование выводов, построение гипотез и разработка рекомендаций

По причине ограниченности ресурсов необходимо ограничить объем получаемой, исследуемой и накапливаемой информации. В противном случае нужно создавать службы сопоставимые с государственными учреждениями. Поэтому на начальном этапе необходимо поставить некоторый фильтр, уменьшающий поток информации. Бесспорно, что такое уменьшение объема должно минимально сказываться на ценности информации. А это уже зависит от настройки самого фильтра. Тем ни менее, не зависимо от качества настройки фильтра что-то должно «попасть в корзину». И чем четче описан процесс выбраковки, чем точнее выполняется такая функция, тем меньше полезной информации будет утеряно и тем меньше ресурсов потребуется для работы с поступающей информацией.


В общем виде анализ в бизнесразведке нужен для решения вполне конкретных задач:
- поиск данных имеющих отношение, или могущих иметь отношение к предмету нашего интереса в поступающих материалах;
- определение круга источников информации (в т.ч. поиск новых), их оценка и отслеживание их текущего состояния;
- систематизация и каталогизация собранных материалов, их изучение с использованием специфических приемов и извлечение новых знаний об объекте интереса.
Применительно к конкретной ситуации анализ может иметь самые разнообразные модификации:
- получение первичной (индикативной) информации;
- выявление признаков искомых объектов или событий;
- выявление состояния объекта на настоящий момент;
- изучение истории объекта;
- выявление возможностей объекта (его ресурсов);
- выявление намерений объекта (его планов);
- прогноз развития ситуации;
- рекомендации.

Незаменимость ручного анализа
Современные технологии позволяют накапливать значительные объемы информации. Но если для работы со структурированной информацией есть достаточно известных и доступных инструментов, то обработку текстовой информации приходится осуществлять вручную.

Да есть масса поисковых систем, но все они способны только искать заданный набор символов и не проводить смысловой анализ. И это вполне понятно – слишком велико количество возможных вариантов и оттенков, которые дает человеческая речь, в том числе и письменная. Поэтому основным инструментом при анализе текстовой информации является голова аналитика. А важной составляющей – способность анализировать и знание технологий анализа. Тем технологиям, которые требуются в первую очередь для работы подразделений бизнесразведки на современных предприятиях. В настоящее время в Интернете есть достаточно информации о программном обеспечении для аналитика.

Сама сущность Интернета это работа с информацией, а его поисковые системы ни что иное как софт по поиску нужной информации. Например на ресурсе www.it2b.ru можно найти описание современного софта для обработки информации, на форуме этого же сайта можно пообщаться с практиками и теоретиками бизнесразведки, в новостном разделе можно почерпнуть информацию о последних событиях в бизнесразведке.

Еще один интересный ресурс посвящен собственно анализу информации www.prologistic.ru – здесь много полезной информации о самом анализе. И везде указывается на центральную роль человека в процессе анализа. А посему способности и знания аналитика являются первостепенным и главным условием успешного анализа информации.

Специфика работы с информацией

Качественные законы информации
Информация это данные о чем либо или о ком либо и для работы с ней (информацией) нужно знать каким правилам она подчиняется. Эти правила вам известны – нужно лишь их систематизировать, понять и использовать в своей работе.


Для понимания необходимо разделить информацию на два вида (или два класса):


1-структурная (или связанная), присущая объектам живой и неживой природы, естественного и искусственного происхождения – это свойства данных объектов. Например стол – мы, видя или осязая его получаем информацию о нем – материал, форма, цвет и т.п.; эта информация неотъемлема от объекта (стола), она присуща именно этому столу.


2 оперативная (или рабочая), циркулирующая между объектами материального мира и использующаяся в процессах управления в живой природе, в человеческом обществе. Это в первую очередь команды (явные и скрытые) и иные формы управления; или, говоря иначе, вся не структурная информация.


Теперь перейдем к самим законам существования информации.


1.Общий закон сохранения информации.

Информация в общем виде, являясь свойством всех материальных объектов, существует вечно, никогда не возникала и никогда не исчезает. Мы видим стол – информацию о нем мы получаем как только его увидели, но если мы его не видим это не значит, что информации о нем нет – просто она нам не доступна. Попробуйте самостоятельно привести примеры структурной и оперативной информации.

2.Общий закон перехода информации.
Все информационное поле обусловлено взаимодействиями структурной и оперативной информации и их взаимными переходами (превращениями) друг в друга.
Например, мы знаем, что Петр не переносит мебель с использованием пластика и в настоящий момент рассматривает предложение по смене мебели в своей квартире. Мы не хотим что бы компания А продала ему мебель. Мы даем ему информацию о том, что эта компания занимается только мебелью со скрытыми конструктивными элементами из пластика. Изначально эта информация структурная – она присуща этой мебели. Но при попадании к Петру эта информация становится управляющей – она побуждает Петра к определенным действиям. В данном случае к отказу от заказа мебели в компании А. Предложите ваши варианты перехода структурной информации в оперативную.

Все остальные законы являются частными по отношению к двум вышеназванным и относятся к функционированию оперативной информации.

3. Закон возникновения информации.
Информация проявляется как содержание отображений, которые формируются в результате взаимодействия отражающего объекта (явления) с другими объектами (явлениями). Этот закон по сути есть определение информации и в практическом аспекте может быть сформулирован так: Информация возникает как содержание (сообщение) сведений о каком-либо объекте, явлении или событии при их получении субъектом. Отображение (сообщение) не существует вне взаимодействующих объектов (явлений). Например - мы увидели дерево. Как только мы его увидели – получили информацию о нем. Есть взаимодействие между объектом Мы и объектом дерево. Информация о дереве есть сообщение для нас. Без нас или без дерева не произошла бы передача информации.

4. Закон несохранения информации.

При любых изменениях системы-носителя информации, приводящих к нарушению структуры сообщения (или отображения), информация исчезает в ней частично или полностью в соответствии с размерами произошедших нарушений. При этом она не превращается ни в вещество, ни в энергию, ни в другую информацию, а просто исчезает. Человек видел дерево летом. По осени дерево скинуло листву – изменилось. Тот же человек видит это же дерево но информация уже другая.

5. Закон согласованных каналов информационного взаимодействия.
Две системы (объекта) могут осуществлять информационное взаимодействие только через согласованные каналы связи. Люди, разговаривая, издают звуки в одном звуковом диапазоне. В противном случае они не услышат друг друга. Радиостанции работают на одной несущей частоте – иначе они не услышат друг друга.

6. Закон удвоения информации.
В процессе единичного акта передачи информации от одного объекта к другому по согласованному каналу связи, она (информация) удваивается - второй объект в этом случае информацию получает, а первый ее не теряет. Например сообщение от человека человеку – тот кто сообщение передал продолжат оставаться обладателем этой информации, и тот кто сообщение принял так же становится обладателем этой информации. В вещественном мире все несколько иначе – если ты передал предмет другому, то утратил его для себя.

7. Закон перекодирования информации.
Передача информации от одного объекта к другому по любому согласованному каналу связи осуществляется только путем перекодирования; прямая передача информации в этом случае невозможна. Мы не умеем осуществлять прямой обмен информацией – мы модулируем этой информацией некие подвластные нам каналы связи и таким образом обмениваемся информацией. Это речь, письменность, знаки, видео, изображения.

8. Закон тезауруса.
Для адекватного восприятия полученного объектом сообщения, последний должен иметь в наличии априорную информацию (тезаурус), достаточную для дешифрования и усвоения полученного сообщения. Для речи это алфавит, для языка - словарь, для управления - набор команд.

9. Закон фасцинации.

Для адекватного восприятия полученного объектом сообщения, последнее должно иметь привлекательную форму. Кардинальный вариант – отторжение информации имеющей негативную форму, форму неприятную для принимающей стороны.

10. Закон маевтики.
Поступившая объекту информация может быть рассмотрена не только как полезное сообщение, но и как стимул для порождения новой информации на основе прошлого опыта и моделирования ситуации. Следствие: в результате манипуляций информацией в специальных (логических, интуиционных, кибернетических) системах ее переработки может быть получена новая информация без дополнительного поступления извне. (термин "маевтика" в переводе с греческого языка означает "родовспоможение" и восходит еще к Сократу.) А это собственно работа аналитика – получать информацию, перерабатывать ее и выдавать новую информацию.

11. Закон опосредованного управления.
Информация, может быть опосредованно использована как "агент" управления неким объектом. Например управляющее воздействие человека на человека. Чуть ранее пример с Петром и мебелью, имеющей конструктивные элементы из пластика.

Свойства информации
Свойства информации – это качественные признаки информации, ее особенности. Эти свойства тесно между собой взаимосвязаны. Вот их перечень:
Объективность-Субъективность
Достоверность-Недостоверность
Полнота-Неполнота
Актуальность-Неактуальность
Ценность-Бесполезность
Понятность-Непонятность

Теперь разберем их подробнее.


Объективность информации.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Пример. Сообщение “На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “На улице 22'С” - объективную информацию (если термометр исправен).
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной и становится субъективной, так как, преобразовывается в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания конкретного субъекта. Попробуйте привести примеры объективной информации.

Достоверность информации.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел .


Пример. В процессе разговора по телефону услышать собеседника мешает шум, из-за чего невозможно точно воспринять информацию, в этом случае информация будет недостоверна.


Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.


Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.
Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
• преднамеренное искажение (дезинформация);
• искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);
• непреднамеренное искажение (слухи, рыбацкие истории).
Попробуйте привести примеры достоверной информации.

Полнота информации.
Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения. Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению.
Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Актуальность (своевременность) информации.
Актуальность (своевременность) информации – это важность, существенность для настоящего времени. Пример. Сообщение “Сейчас на улице идет дождь” актуально для человека, который собирается идти на улицу и неактуально, для человека, который собирается остаться дома.
Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу, например, предупреждения о землетрясениях, ураганах, других стихийных бедствиях.
Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

Полезность или бесполезность информации.
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации – оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. Пример. Сообщение “Завтра будет контрольная по математике” полезно ученику – он может подготовиться, и бесполезна ему, если у него температура, и он не пойдет в школу.
Самая ценная для нас информация - достаточно полезная, полная, объективная, достоверная. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

Исходя из того, что с одной стороны мерилом информации является ее способность помочь нам в принятии решений (достижении поставленной цели), а с другой стороны все в этом мире взаимосвязано (пусть опосредованно или через десятое колено), можно утверждать, что любая информация в той или иной мере нам полезна. И вот здесь очень важно не перестараться – иначе вы просто утоните в информационном шуме.

Понятность информации.

Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя. Пример: Нотная запись для учащегося музыкальной школы несет понятную информацию. А вот для ученика не знакомого с нотной грамотой эта информация будет просто непонятна.

Особенности восприятия человеком информации

Следует так же обратить внимание на некоторые особенности восприятия информации человеком. Они вытекают из тех законов, которые мы рассмотрели выше.


1-избирательность – мы видим только то что способны понять, с чем сталкивались ранее, что является нашим опытом. Непонятное наш разум отторгает. Именно по этому людей, способных делать фундаментальные открытия в науках так мало – обычный человек не способен перешагнуть эту грань, не способен увидеть что то новое, до сего момента никем не виденное. В случае с текстами мы реагируем на знакомые слова, названия, выражения, опираясь на прошлый опыт, не понимая общего контекста. Иными словами, на первом этапе изучения мы воспринимаем информацию по ее внешним признакам без понимания содержимого.


2-настроенность на определенную информацию - человек видит то, что хочет видеть. Иными словами люди более открыты определенной информации, на которую настроены. А зная что человек хочет видеть, проще его обмануть, преподнеся именно такую информацию, которую он ожидает и внедрив в нее немного полезной для себя информации. Но данные передаваемые с целью обмана должны не только быть желанными для объекта воздействия, но и быть достаточно правдоподобными.


3-авторитетность – значимость для нас мнения определенных людей. У каждого есть круг лиц, мнение которых принимается с меньшей критичностью. А значит и получаемая от таких людей информация будет восприниматься как более соответствующая действительности.


4-мнимая скрытность получения – не секрет, что подслушанная информация кажется более достоверной. Используя этот эффект можно создать видимость случайного подслушивания объектом некой важной информации. И тогда никакая сила его не переубедит.

Логика
Логика изучает мышление. Есть и другие науки, которые имеют его своим предметом исследования, например психология и физиология. Однако в логической науке мышлением интересуются лишь постольку, поскольку оно занимается рассуждением, доказательством, обоснованием своих утверждений и выводов. Она, таким образом, является наукой о законах мышления, занятого поиском истины. Ее называют также наукой о выводном знании, наукой о доказательствах.


Логика исследует сцепление мыслей между собой, их необходимые связи: обязательность, непреложность следования выводов из каких-либо суждений или, наоборот, несовместимость тех или иных высказываний.


Основа мыслительной деятельности человека покоится на следующих свойствах разума:
- память и внимание;
- умение выстраивать причинно-следственную связь;
- умение рассматривать факты в преломлении своего опыта;


Наука о законах правильного мышления сложилась в Древней Греции. Ее основателем является Аристотель (384-322 гг. до н.э.), хотя теория понятия начала развиваться уже учителем Аристотеля - Платоном (427-347 гг. до н.э.). Однако основные законы логики сформулированы именно Аристотелем. Он же разработал в практически законченном виде ее важнейшие разделы – он называл эту науку аналитикой.


Для понимания друг друга необходимо определиться с тем что есть ЗАКОН. Закон в научном знании представляет собой не что иное, как необходимую связь между теми или иными явлениями. С его помощью, зная одни из них (явлений), можно предвидеть, каковы будут другие, связанные с первыми. Закон есть существенная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их структуру, функционирование или развитие.


Существует три фундаментальных свойства логической мысли:
- определенность,
- последовательность,
- обоснованность.


Они являются обязательными для мышления, когда оно занимается рассуждением. Основные законы логики отражают эти специфические черты мыслительной деятельности и в этом смысле производны от них.


Определенность означает, что любая вещь, ставшая предметом логического анализа, обязательно должна мыслиться в совокупности одних и тех же однажды выделенных признаков; они задаются при определении понятий, и не могут бесконтрольно изменяться в рамках одного и того же рассуждения. Например если мы рассуждаем о столе и изначально определяем, что он деревянный и серого цвета, то до конца наших рассуждений мы должны придерживаться именно этих характеристик. Мы не можем произвольно менять его цвет и материал.


Под последовательностью имеют в виду, что, приняв какое-либо положение за истинное, необходимо принимать и все вытекающие из него следствия, придерживаться их неукоснительно. Например, приняв за истину то, что Земля имеет форму близкую к шару, мы обязаны считать правильным и то, что движение по поверхности Земли в одном направлении приведет к возврату в исходную точку.


Обоснованность отражает факт взаимозависимости любых мыслей от многих других; в логике можно рассматривать только такие высказывания, которые могут быть обоснованы (доказаны), выведены из других положений.


Теперь можно перейти собственно к законам. Три основных закона логики сформулированы Аристотелем:
закон (запрета) противоречия,
закон тождества,
закон исключенного третьего.


А четвертый закон - достаточного основания - выдвинут немецким математиком и философом семнадцатого-восемнадцатого веков Лейбницем.

Закон тождества
Сущность закона: каждая мысль или понятие о предмете должны быть четкими и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода.
Нарушением этого закона является подмена понятий (часто используется в адвокатской практике).


В этом законе непосредственно проявляется природа самых фундаментальных свойств логической мысли - определенности и последовательности.


Иначе этот закон можно выразить так: мысли о предметах, свойствах или отношениях должны оставаться неизменными по содержанию в процессе всего рассуждения о них.
Причиной возникновения ошибок, связанных с нарушением данного закона, чаще всего является многозначность слов и как следствие – нарушение закона тождества при рассуждении. Как, скажем, понимать такое предложение: "Партия фортепиано доставила большой коммерческий успех"? Идет ли здесь речь о блестящем исполнении и большом сборе благодаря нему или имеются в виду проданные за хорошую цену музыкальные инструменты?


Неоднозначность выражений может возникать и из-за двусмысленных грамматических конструкций. Путаница, вызванная такого рода обстоятельствами, знакома каждому благодаря знаменитому "казнить нельзя помиловать". "Беспечность порождает самонадеянность". В нем нельзя понять, что имеется в виду под порождаемым, а что под порождающим. Совершенно аналогичны в этом отношении выражения вроде: "Взвод сменяет караул" или "Меньшинство подчиняет большинство". Остроумно использовал двусмысленность выражения А.П. Чехов, вложив в уста одного из персонажей сообщение: "Перед вами череп обезьяны очень редкой разновидности. Таких черепов у нас всего два, один - в Национальном музее, другой - у меня".

Обобщая сказанное, можно утверждать следующее: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные, - закон тождества обеспечивает определенность логического мышления.

Закон противоречия
Сущность закона: два несовместимых друг другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них обязательно ложно.


Закон противоречия раскрывает те же самые свойства определенности и последовательности, но только выражает их в отрицательной форме. Или, говоря немного конкретнее, согласно этой норме мышления, в рассуждениях не должно быть одновременных утверждений и отрицаний относительно чего бы то ни было. Поэтому закон этот следовало бы назвать законом запрета противоречия. "Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении" (Аристотель. Соч. Т. 1. С. 125).

Признавать какое-либо положение и тут же от него отказываться всегда означает путаницу, отсутствие ясных и точных представлений. И когда нам надо показать несостоятельность, недопустимость тех или иных рассуждений или взглядов, то, прежде всего мы стремимся указать на наличие в них нелепых, несовместимых положений - противоречий.
Может ли снаряд, пробивающий абсолютно все, пробить броню, которая абсолютно ничем не пробиваема?

Для ответа на этот парадокс достаточно еще раз взглянуть на формулировку второго закона, чтобы получить правильное решение:
При заданных условиях задача логически противоречива: всепробивающий снаряд и неразрушимая броня не могут существовать одновременно.


Так, тургеневский Рудин очень метко изобличает своего оппонента Пигасова в непоследовательности, когда тот делает воинствующе-нигилистические заявления насчет того, что никаких убеждений нет и быть не может, причем отстаивает это свое пессимистическое мировоззрение горячо и убежденно.


- Так вы говорите: никаких убеждений нет? - спрашивает его Рудин.
- Нет и быть не может.
- Это ваше убеждение?
- Да.
- Как же вы говорите, что их нет? Вот вам одно на первый случай.


Утверждая что-либо о каком-либо объекте, мы не можем, не противореча себе, отрицать то же самое о том же сам

ом объекте, взятом в то же самое время и в том же самом отношении.
Второй закон обеспечивает непротиворечивость и последовательность мышления, способность фиксировать и исправлять всякого рода противоречия в своих и чужих рассуждениях,

Закон исключенного третьего
Истинно либо суждение, либо его отрицание ("третьего не дано"). Сущность закона: Из двух противоречащих суждений если одно истинно, то другое ложно, а третьего не дано. Закон исключенного третьего применим, к высказываниям противоречащим и не-применим к высказывания противоположным.
Когда два понятия противоположны друг другу, то это означает максимальную противоположность между ними, а не просто противоречие. Выражается это в двух обстоятельствах: какой-нибудь признак, присущий одному из понятий, во-первых, отсутствует у другого и, во-вторых, вместо этого признака у него имеется несовместимый с ним (черный – белый, сильный – слабый, утро – вечер). Когда же у другого понятия отмечается только отсутствие какого-либо признака и ничего не говорится о том, какой ему вместо него присущ, то тогда возникает отношение противоречия: "белый" и "небелый", "утро" и "не утро", "добрый" и "недобрый", "экспорт" и "не экспорт".

Применяя закон исключенного третьего, надо помнить, что он ничего не говорит о том, какое из двух противоречащих суждений является истинным. Закон указывает лишь на то, что истинно одно и только одно из них, а другое обязательно ложно. Это значит, когда нам удалось установить значение истинности одного из двух противоречащих суждений, то тем самым определилось и значение истинности другого тоже. Отдельно устанавливать его уже не надо, потому что оно однозначно задается значением истинности сопряженного с ним понятия. Но какое из них именно должно быть оценено так, а какое иначе - для этого требуется отдельное исследование.


Нельзя уклоняться от признания истинным одного из двух противоречащих друг другу высказывай и искать нечто третье между ними. Результат применения закона: достигается однозначность логического мышления.

Закон достаточного основания
Сущность закона: всякая мысль может быть признана истинной только тогда, когда она имеет достаточное основание, всякая мысль должна быть обоснована. Всякая мысль истинна или ложна не сама по себе, а в силу достаточного основания. Это значит: любое положение, прежде чем стать научной истиной, должно быть подтверждено аргументами, достаточными для признания его твердо и неопровержимо доказанным.


Достаточным основанием какой либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и признанная истинной мысль, из которой вытекает истинность рассматриваемой мысли. Данный закон обеспечивает обоснованность мышления. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо, мы обязаны доказать свою правоту, т.е. привести достаточные основания, подтверждающие истинность наших мыслей.

Построение гипотезы
Необходимо ввести еще одно понятие – гипотеза. Гипотеза представляет собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Именно построение гипотезы и есть одна из основных задач аналитика. Есть несколько видов гипотез:


Описательная гипотеза – предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Это ответ на вопрос что представляет из себя объект или какими свойствами он обладает.


Объяснительная гипотеза
– предположение о причинах возникновения объекта исследований. Почему произошло событие, каковы причины появления данного предмета.
Прогнозная гипотеза – предположение о будущем объекта исследований. Что он будет представлять из себя через какое то время, какие свойства ему будут присущи, как он поведет себя.


Процесс построения гипотезы подразумевает несколько этапов:
- изучение имеющихся фактов;
- синтез фактов;
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы.


Изучение имеющихся фактов – первый этап построения гипотезы. Необходимо мысленно расчленить имеющиеся данные об объекте на составляющие и последовательно их изучить. Но вначале необходимо четко определить какие из полученных данных имеют отношение к объекту исследования. Фактически нужно выявить наличие связи с объектом. Это может быть что угодно: время, место, деловые отношения, родственные отношения, проявление интереса к одному предмету…


Синтез фактов – осмысленное объединение выделенных признаков в единство и отделение признаков случайных. На данном этапе нужно, основываясь на собственном опыте и имеющихся фактах, используя законы логики, вывести недостающие знания об объекте изучения.


Выдвижение гипотезы – на основе отобранных и синтезированных данных выдвигается гипотеза, объясняющая свойства и причин исследуемых явлений.


Проверка гипотезы – используя гипотезу теоретически предполагается наличие дополнительных фактов, а затем проверяется их наличие. Если таковые выявлены – гипотеза обоснована, если нет – необходима дополнительная проверка.

Источник: Сайт Нежданова Игоря Юрьевича

Удаление информации из Интернета. Стирание негатива из Интернета

Создание сайтов для малого бизнеса. Создание сайтов для ИП

 

 

<< Вернуться на главную страницу сайта

Перейти к разделу "Конкурентная разведка на предприятии а также вопросы промышленного шпионажа " >>

Перейти к разделу "Интернет и компьютеры как инструменты конкурентной разведки" >>

Перейти к разделу "Вопросы стратегии и геополитики глазами специалистов разведки. Библиотеки. Полезные ресурсы " >>

Перейти к разделу "Официальная информация о российских предприятиях и гражданах в открытом доступе " >>

Сайт Нежданова Игоря Юрьевича "Аналитическая разведка в России"

 

Сайт Ющука Евгения Леонидовича, профессора УрГЭУНевидимый Интернет

 

Сайт Ющука Евгения Леонидовича, профессора УрГЭУКонкурентная разведка и информационная война

Блог Корпоративные блоги

 

 

Открытый мастер-класс Ющука Евгения Леонидовича. Ющук Евгений Леонидович "Конкурентная разведка против PR в живом эфире". В порядке ответа на
"Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович

Блог поддержки открытого мастер-класса Ющука Евгения Леонидовича. Ющук Евгений Леонидович "Конкурентная разведка против PR в живом эфире". В порядке ответа на
"Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович

Пример разработки объекта методами конкурентной разведки: Кузнецов Сергей Валентинович

Результат работы конкурентной разведки по объекту - на примере Кузнецова С.В.: Кузнецов Сергей Валентинович

 

Ющук Евгений Леонидович. Ющук Евгений Леонидович (Ющук Е.Л., Евгений Ющук, Evgeny Yushchuk, Yushchuk Evgeny Leonidovich) Конкурентная разведка для тех, кто работает в российском бизнесе. Конкурентная разведка как продолжение маркетинга.