Некоторые подходы к анализу текстовой информации

рис.

Автор: Дудихин В.В.

Рассмотрев основные журналистские приемы подачи информации и манипуляцией с ней в СМИ, нельзя не прийти к выводу, что использовать ее для целей бизнес-разведки можно только после детальнейшего анализа.



Для этого, постарайтесь получить достаточно представительную подборку материалов из различных источников. Если такое невозможно, то хотя бы удостоверьтесь в надежности собранной информации. При анализе постарайтесь найти и учесть журналистские приемы, применяемые для привлечения внимания к публикации. Попытайтесь определить, к какому жанру можно отнести тот или иной изучаемый текст. Нельзя требовать от письма в редакцию, точности и достоверности, скажем, заметки, а интервью не будет обладать обобщениями аналитической статьи. Анализируя телевизионные новостные программы, постарайтесь пользоваться их транскриптами, минимизируя эмоциональное воздействие и т.п.



Перед анализом информацию следует оценить и отсортировать по достоверности (подтверждаемая, правильная, сомнительная, неправдоподобная и т.п.) и по оперативности (история вопроса, состояние на сегодня, прогноз). Всеми доступными средствами постарайтесь проверить и перепроверить имеющуюся информацию. Если нет возможности установить достоверность информации, то косвенно о ней можно судить по надежности его источника (абсолютно надежный, обычно надежный, довольно надежный и т.п.).



Умышленно ли, в погоне за сенсацией или от общего «раздолбайства», весьма свойственного журналистскому корпусу, в публикациях вполне могут быть приведены не вполне достоверные факты. В том случае, когда трудно получить подтверждение достоверности, требуется умение трезво судить о вещах и пытаться приходить к правильным выводам на основе недостаточных данных.



Постарайтесь составить представление о «возможном объекте поражения» (на какую именно аудиторию рассчитывал автор). Поразмыслите, присутствуют ли в статье элементы скрытой рекламы и если да, то кому она выгодна и кто возможный заказчик этой «джинсы». Проанализируйте стилевые особенности написания статьи, абстрагируюсь от контента (например, с помощью экспертной системы VAAL). Такой анализ позволяет порой понять истинные мотивы авторов.



Неплохо бы оценить, насколько приведенные в материале конкретные примеры могут подтвердить или может быть проиллюстрировать сказанное автором. Какие цифры, подробности могли бы подтвердить или опровергнуть его утверждения. Где они получены и указаны ли эти источники. Если это возможно, то проведите их анализ. Неплохо бы для себя прикинуть, где можно было бы еще получать дополнительные сведения о рассматриваемом предмете.



Далее, необходимо попытаться вычленить основные мысли автора статьи. Попробуйте поставить себя на его место. Для относительно небольших статей можно провести анализ каждого абзаца текста. Выделите в них ключевые фразы и то, что на ваш взгляд несет там основную смысловую нагрузку (основные мысли и идеи абзаца). В хорошем, информационно насыщенном, аргументированном материале вам не удастся значительно уменьшить объем абзацев при таком реферировании. В слабых, пропагандистских статьях - будет пустота, журналистские штампы, бесконечные повторы и прочие «манипулятивные штучки».



Проведите проверку актуальности, то есть насколько действительно важно описываемое событие, не «подогревается» ли сведения о нем искусственно. Это можно сделать проанализировав общий объем сообщений по теме, так как интенсивность манипулятивных публикаций несколько большая, чем у нормальных событий (как правило, за счет запущеных «информационных волн»). Тут хорошо бы провести контент-анализ, поискать повторы в различных источниках, подобия и совпадения в имеющихся текстах.



Основа метода анализа - это сопоставление фактов, намеков, мнений, версий, фамилий и т.п. Признаки изменения ситуации проявляются в разное время на различных объектах и фиксируются различными источниками. Это своего рода интеграция, то есть взаимное дополнение разнородных сведений, последовательное выяснение подробностей по мере поступления новых данных.



Важно выяснить причины и следствия исследуемых явлений и определить направление развития ситуации, иногда для этого достаточно даже смыслового совпадения данных из объективно независимых источников. В результате наращивается некая информационная структура связей объектов и может даже возникнуть «производная» информация, отсутствующая в явном виде в источниках. При таком подходе становится возможным проследить цепочки (матрицы) связей объектов, участвующих в исследуемой ситуации.



Информация в СМИ может быть разной значимости. Различают информацию стратегического уровня, необходимую для принятия решений, определяющих развитие бизнеса, - открытие нового производства, внедрение на рынок нового товара или услуги и т.п. Оперативно-тактическая информация отражает текущие проблемы. Умышленное смешение в одной статье проблем разного уровня вполне может указывать на некоторую злонамеренность умыслов, либо на непрофессионализм автора.



Когда возникают подозрения, что вы имеете дело с злонамеренно подготовленной «дезой», необходимо постараться выявить мотивы, которыми руководствовались авторы. Читая статью, нужно проанализировать не только излагаемые в ней факты, но и понять и прочувствовать личное отношение журналиста к излагаемой проблеме. Особое внимание следует обратить на личность журналиста, его связи, контакты, репутацию в деловых и политических кругах. Во многом этому помогает хотя бы приблизительное знание принадлежности издания к конкретным финансово-промышленным группировкам, несмотря на то что ангажированная линия может проводиться достаточно тонко.



Смысловые акценты, расставляемые в статьях, могут быть достаточно произвольными. Благо, если они отражают политические пристрастия журналиста, на это всегда можно сделать некую поправку, совсем скверно, если статья талантливо сфабрикованная «джинса», тогда важность того или иного фрагмента в статье, в череде других, может быть искусственно завышена или занижена. И, наконец, в бушующих медийных реках присутствует повышенное содержание информационного шума, способного изменить восприятие материала.



Посмотрите, есть ли идентичность субъекта среде анализа. Выяснить, не была ли произведена подмена области, в которую мы рассматриваем события и действующие лица. Наконец, следует проанализировать смысл событий, выяснить, «откуда все же ноги растут», кому выгодно, определить мотивы и круг заинтересованных лиц.



Во время анализа постарайтесь упорядочить данные по признаку подобия или различия. Это позволяет связать разрозненные факты воедино, согласно той или иной концепции. Группировка может производиться по разным признакам в зависимости от имеющихся задач. Типологизация, то есть обнаружение устойчивых сочетаний свойств исследуемых ситуаций, процессов, событий- более сложный прием анализа. Использование этих методов помогает создать эмпирическую модель исследуемого явления и более осознанно анализировать его.



К сожалению, информация имеет свойство стареть. Вчерашние новости никому не интересны. Успех всей информационной работы зависит от нахождения правильного баланса между принципами избыточности и разумной достаточности. Аналитик обязан учесть и оценить все полученные данные, какими бы противоречивыми они ни были, а любое отношение к информации должно быть аргументировано. При анализе информации нельзя допускать недооценку или переоценку фактов, какую-либо уклончивость.



Однако излишне критический подход к оценке достоверности информации не должен приводить к другой крайности, когда «вместе с водой из ванны выплескивается и ребенок». Собранная информация должна обладать полнотой, то есть ее должно быть достаточно для качественного анализа. Полнота также означает, что источники информации отражают все существенные стороны проблемы и значимые факты. Требования к полноте источника зависят от поставленных целей, и определение «существенные» означает существенные с точки зрения поставленной задачи.



Повторюсь еще раз - в результате должна быть получена некая информация представляющая «осмысленные сведения, основанные на собранных, оцененных и истолкованных фактах, изложенных таким образом, чтобы ясно было видно их значение для решения какой-либо конкретной задачи» [1]



В предыдущих главах было показано, что не всегда позиция авторов публикаций отражена в публикации в явном виде. В простейших случаях подобный «тайный умысел» можно обнаружить достаточно простыми методами. Однако существуют и широко используются более тонкие приемы.



Один из них - это контент-анализ. Он основывается на вполне понятных предпосылках. Авторы текстов подбирают аргументы, их последовательности, речевые обороты и примеры. Это делается для того, чтобы лучше донести (или скрыть) определенные идеи или в нужном ключе воздействовать на аудиторию.



Поэтому возможен и обратный процесс - анализируя элементы текста, можно определить, о чем действительно хотел сказать или умолчать автор. Контент-анализ - это метод, который обычно понимается как перевод характеристик исследуемых текстов в количественные, числовые показатели. Полученные данные подвергают статистической обработке, и ее результатам дается содержательная интерпретация. Возможен контент-анализ книг, отдельных книжных глав, интервью, дискуссий, статей, заголовков, рекламных текстов, видеоряда телевизионных передач и т.д.



Замысел контент-анализа заключается в том, чтобы систематизировать впечатления от чтения документа, сделать их наглядными, проверяемыми. Вооруженный такой методикой исследователь сможет не просто упорядочить свои ощущения, но даже узнать из текста больше, чем хотел сообщить его автор. Скажем, настойчивое повторение в каких-то тем или употребление характерных формальных элементов или конструкций, даже не осознаваемое автором, обнаруживается при статистической обработке и определенным образом интерпретируется исследователем. Иногда говорят, что контент-анализ - это научно обоснованный метод чтения между строк.



Различные компоненты, образы, мысли и стереотипы представлены в публикациях СМИ разной направленности, и это поддается измерению. Можно исследовать то место, которое они занимают в общем объеме, их последовательность и/или частоту их встречаемости. При внимательном разборе можно осознать динамику содержания - те случаи, когда, например, кого-то вдруг перестают или начинают бранить или когда в текстах внезапно появляется новая тема.



Следует отметить, что контент-анализ желательно применять не к отдельному тексту, а к информационным массивам, а еще лучше к информационным потокам, состоящим из большого количества текстов. Это вполне объяснимо, так как статистические закономерности проявляются тем более отчетливо, чем больше объем выборки. Однако следует понимать, что содержательная интерпретация результатов контент-анализа - процесс творческий, во многом предопределяемый квалификацией и интуицией аналитиков.

 

Источник: Сайт Дудихина В.В.

 

 

Удаление информации из Интернета. Стирание негатива из Интернета

Создание сайтов для малого бизнеса. Создание сайтов для ИП

<< Вернуться на главную страницу сайта

Перейти к разделу "Конкурентная разведка на предприятии а также вопросы промышленного шпионажа " >>

Перейти к разделу "Интернет и компьютеры как инструменты конкурентной разведки" >>

Перейти к разделу "Вопросы стратегии и геополитики глазами специалистов разведки. Библиотеки. Полезные ресурсы " >>

Перейти к разделу "Официальная информация о российских предприятиях и гражданах в открытом доступе " >>

Сайт Нежданова Игоря Юрьевича "Аналитическая разведка в России"

 

Сайт Невидимый Интернет

 

Сайт Конкурентная разведка и информационная война

Блог Корпоративные блоги

 

 

Открытый мастер-класс Ющука Евгения Леонидовича. Ющук Евгений Леонидович "Конкурентная разведка против PR в живом эфире". В порядке ответа на
"Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович

Блог поддержки открытого мастер-класса Ющука Евгения Леонидовича. Ющук Евгений Леонидович "Конкурентная разведка против PR в живом эфире". В порядке ответа на
"Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович

Пример разработки объекта методами конкурентной разведки: Кузнецов Сергей Валентинович

Результат работы конкурентной разведки по объекту - на примере Кузнецова С.В.: Кузнецов Сергей Валентинович

Хонда Екатеринбург

Honda Екатеринбург

 

Ющук Евгений Леонидович. Ющук Евгений Леонидович (Ющук Е.Л., Евгений Ющук, Evgeny Yushchuk, Yushchuk Evgeny Leonidovich) Конкурентная разведка для тех, кто работает в российском бизнесе. Конкурентная разведка как продолжение маркетинга.