Доступность достоверной информации

мифы и реальность

 

9 мая 2003 года около 10 часов утра в Вознесенском переулке грянул выстрел. Прибывшими сотрудниками МВД в фешенебельной квартире был обнаружен труп гражданина США Джона Мартина, который покончил собой выстрелом в сердце из пистолета марки «Вальтер». Погибший, кроме всего прочего, являлся владельцем разорившейся пейджинговой компании, а, кроме того, пенсионером АНБ (агентство национальной безопасности – ключевая американская спецслужба в области разведки связи, российский аналог – ФАПСИ – Федеральное агентство правительственной связи и информации, с августа 2002 года возвращено под крыло ФСБ). Ситуация, и без того непростая, усложнилась после того, как сотрудниками ФСБ были предприняты попытки снять информацию с компьютеров погибшего коммерсанта, в ответ на которые два личных компьютера американца в автоматическом режиме уничтожили всю информацию, хранившуюся на своих винчестерах.

До самоубийства незадачливого коммерсанта довели полная несостоятельность (банкротство) его бизнеса и реалии российского предпринимательства, также активно способствовавшие разорению.

Это не начало нового шпионского романа. Описанные выше события действительно имели место, имя погибшего, по этическим соображениям, изменено.

Почему потерпел фиаско Джон Мартин? Основной причиной принятия ряда неверных управленческих решений и дальнейшего банкротства явилось не принятие в расчет предпринимателем такого важного фактора внешнего влияния на бизнес как технический и технологический прогресс. На этапе развития телекоммуникационных услуг связи пейджинговая связь успешно конкурировала с сотовой телефонной связью. Однако с развитием дополнительных функций сотовой связи, в частности SMS – сообщений, а также значительным удешевлением данных услуг, ресурсы пейджинговой связи оказались исчерпаны, а сама отрасль практически неконкурентоспособна. Не принятие в расчет данного обстоятельства и явилось основной причиной разорения и самоубийства.

Принятие решений в современном, и, в особенности российском, бизнесе требует своевременной и достоверной информации. Информация является важнейшим средством обеспечения результативности в достижении целей бизнеса, при этом необходимо постоянно учитывать важнейшие факторы влияния внешней среды, среди которых можно выделить следующие:

- Технологическая революция.

- Ускорение темпов бизнеса.

- Возрастающая агрессивность окружающей и конкурентной среды.

- Политический фактор как угроза или дополнительные возможности в бизнесе.

- Увеличение объемов поступающей информации, требующей учета и обработки.

- Фактор глобализации и глобальной конкуренции.

Необходимость учета данных факторов в достаточной степени обоснована и описана зарубежной и отечественной литературой по бизнесу. Однако получение своевременной и достоверной информации не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд.

Достоверность информации – важнейшее качество. Решения, принятые на основе недостоверной информации заранее обречены на провал. Между тем в любой информационной деятельности существует значительное количество допущений, помех и ошибок, оказывающих заметное влияние на достоверность информации. Вот лишь некоторые из них:

- излишняя идеализация объекта исследований – как правило, произвольно исключат наиболее сложные и наименее изученные свойства, структуры и элементы объектов. В состав характеристик включают те, которые известны, обходят те, по которым нет информации или она противоречива, неоднозначна;

- искажения модели описания объекта. Они могут быть преднамеренными или определяться «благими намерениями» (выделение «главного», большая наглядность и обозримость описания, исключение «пустых мест» в характеристиках, «умолчание» «несущественных параметров», сокрытие особенностей определения используемых показателей и т.п.);

- ошибки перевода. В принципе любой перевод информации с языка на язык и особенно последовательный перевод на несколько языков (например, японский → английский → немецкий → русский → и т.д.) создает предпосылки для существенных искажений исходной информации, представленной на языке – первоисточнике;

- ошибки интерпретации информации. Как правило, возникают в результате сбора и обработки неполной, устаревшей информации, в том числе информации с вышеуказанными ошибками и искажениями;

- в англоязычной литературе существует термин – «toupinadi», как символ абсолютно фальшивых исторических легенд, вошедших во все учебники (письменные источники) в качестве непререкаемых исторических фактов, против которых очень трудно выступать, так как их придерживается абсолютное большинство исследователей. Основой термина является имя городка в Южном Уэлсе, где в 1910 г. правительство Великобритании отдало приказ войскам расстрелять валлийских шахтеров, боровшихся за свои права. Утверждается, что на самом деле группа хулиганов принялась грабить магазины и громить все, что попадалось на их пути. Начальник полиции просил послать войска. Войска были вызваны, но участия в наведении порядка не принимали, а действовали только невооруженные полицейские. Результат – несколько разбитых голов. Но с легендой не поспоришь. «Многие авторы статей о Бермудском треугольнике не проводили самостоятельных исследований, пересказывали старые статьи, таким образом, увековечивая содержащие в них ошибки и выдумки... Это искусственно сфабрикованная мистификация, она возникла в результате небрежно проведенного исследования, а затем доработана и увековечена авторами, которые с умыслом или без умысла использовали неверные теории, ошибочную аргументацию... Эту легенду повторяли такое бесчисленное число раз, что, в конце концов, ее стали воспринимать как нечто достоверное»;

- неспособность восприятия информации. Недостаток образования, психологическое невосприятие, давление авторитетов, устойчивые стереотипы, шаблонные решения. Как правило, неспособность восприятия информации сопряжена с новыми сложными ситуациями. Сложные ситуации – это ситуации, которые содержат новые неизвестные элементы и, следовательно, не укладываются в традиционный алфавит (понятийное пространство) представлений лица, оценивающего конкретную ситуацию. Информация о сложных ситуациях труднее всего получает правильную оценку при ее первом появлении в публикациях и при ее поступлении лицам, принимающим решения. Именно эти ситуации легче всего отвергаются словом «ЧУШЬ»!

Это далеко не полный перечень ошибок, допущений и помех, влияющих на достоверность информации. Именно поэтому любая информация, участвующая в принятии управленческих решений, должна подвергаться процедуре проверки на достоверность.

Теперь несколько слов о доступности информации

Широко распространено и «общепринято» мнение (точнее, часто повторяется утверждение), что на основании анализа открытых источников можно получить 80 – 90 % информации, необходимой для принятия решений.

Данное мнение обычно преподносится в качестве безапелляционных утверждений типа: "Как и в области военного шпионажа, 95 % промышленной или бизнес информации может быть получено путем простого изучения доступных и открытых источников информации (СМИ, Интернет и т.п.)."

Авторы, как российские, так и зарубежные, убеждены, что изучение книг, прессы и других источников в мирное время может обеспечить получение до 80 % всей информации, необходимой для проведения внешней политики. По самым грубым расчетам 80 % разведывательной информации добывается в результате изучении обычных, всем доступных источников – книг, газет, журналов, Интернета и т.п. В качестве основного аргумента приводиться высказывание адмирала Захариаса – шефа разведслужбы американского флота во время второй мировой войны о том, что 95 % информации можно почерпнуть из официальных, открытых источников.

Попытка выявить «первооткрывателей» этой «общеизвестной» истины приводит нас к источникам, относящимся к началу XX века. Смотри «Шпионаж» С.С. Турло и И.П. Залдат, «Тайная военная разведка и борьба с ней» Н.С. Батюшин, «Военное шпионство» В.Н. Клембовский и т.п. В данных источниках авторы анализируют итоги и эволюцию разведывательной деятельности перед и в ходе первой мировой войны. Именно в них можно найти утверждения о том, что в мирное (но не в военное) время основа легальной разведки зиждется на изучении прессы стран вероятного противника, правда с одновременным развертыванием нелегальной агентурной сети сбора данных.

Возможно, авторы не учитывают глобальных изменений вызванных как эволюцией общества, так и современного процесса формирования информации и информационных ресурсов. Следовательно, те, кто придерживается этого тезиса при обосновании приемов вскрытия и анализа реальной информационной ситуации в большинстве областей науки, техники, бизнеса, производства и управления, должны сначала доказать, что в распространении информации за последние почти сто лет не произошло никаких изменений. Но такой ответственности никто на себя не берет. Более того, большинство исследований реальных информационных потоков свидетельствует об иных тенденциях. Перед Вами один из типичных примеров «toupinadi». Кстати знаменитая «Энигма» – немецкая шифровальная машина, изначально разрабатывалась и предназначалась для предпринимателей, в целях сохранения коммерческих тайн, именно поэтому ее прототип был открыто закуплен польской разведкой, еще до принятия данного аппарата на вооружение вермахтом.

Всегда приятно чувствовать себя умнее других. В качестве примера, насколько часто в доступных вам открытых средствах информации (СМИ, Интернет и т.п.) Вы публикуете, например, бизнес планы своей фирмы или рассказываете о перспективных планах и видах на будущее, намерениях вашей фирмы (здесь в России, а не в США)? Не публикуете? Может публикуют Ваши конкуренты?

Как показывает практика, анализ открытых источников позволяет выявить порядка 60 – 70 % информации, относящейся к общетеоретическим и общетехническим вопросам и составляющей исходную базу при решении научных, технических, производственных или бизнес проблем. Такая информация позволяет иметь представление лишь о том, какие задачи и на какой общетехнической базе могут решаться, но не позволяет ответить на вопрос: как будет решена та или иная конкретная проблема. Эта информация обеспечивает необходимый «средний» уровень знаний о проблеме, подготовки кадров любой квалификации, но не раскрывает наиболее важных и перспективных разработок, методов и приемов работы, намерений ваших оппонентов, особенностей технологий и т.п.

В условиях острой конкуренции и угрозах более свойственных российскому бизнесу (местные власти, правоохранительные органы, судебные органы, соблюдение законодательства и т.п.), действует множество технологий существенно ограничивающих возможности доступа к действительно достоверной информации. Какими плюсами и минусами обладает информация из открытых источников?

К плюсам можно отнести быстроту, относительную дешевизну и простоту доступа к сведениям. В Интернете можно работать со сведениями и базами данных в режиме on – line.

К минусам относится то, что информация в открытых источниках, как правило, вторичная информация (т.е. пересказанная кем либо). Информация СМИ часто является (намеренным или ненамеренным) носителем субъективного отражения владельца СМИ. При этом такая информация по своему содержанию и отражению объективной реальности, может иметь следующий характер:

- описательно – повествовательная информация;

- информация рекламного характера;

- заказная информация (компромат, возвеличивание и т.п.);

- информация специального представления (как правило, может подаваться в рамках проведения активных мероприятий в целях дезинформации, деморализации и т.п.);

- информация иного характера (зависит от сферы применения и использования).

Крупным минусом открытой информации СМИ является то обстоятельство, что фактически она представляет мнение ее автора. То есть автор выбирает тему статьи, формулирует вопросы (данную тему раскрывающие) и отвечает на них (в силу своего понимания и интерпретации событий, фактов). Однако, возможно, что это совсем не те вопросы, которые бы задали по данной теме Вы, а это существенно влияет на информативное содержание представленных сведений. Кроме того, необходимо учитывать то обстоятельство, что открытые источники представляют собой т.н. источники «вторичной» информации, в которых наиболее достоверной является информация о прошедших событиях, и, как правило, из вторичных источников невозможно получить информацию о новых планах, намерениях и деятельности источников внешних угроз.

Необходимо признать, что информация, обеспечивающая наиболее эффективные решения (действия), как правило, недоступна. Для получения достоверной информации – основе эффективных управленческих решений, необходимо организовать информационно – аналитическую деятельность своей фирмы с охватом не только «открытой» информации, но и иных, возможно более «закрытых» источников, выводящих на первоисточники и дающих доступ к главному – НАМЕРЕНИЯМ ваших оппонентов.

Располагая намерениями оппонентов или знанием о текущей и будущей активности или проявлениями источников внешних угроз и возможностей можно добиться стратегического превосходства в бизнесе.

Источник

Удаление информации из Интернета. Стирание негатива из Интернета

Создание сайтов для малого бизнеса. Создание сайтов для ИП


<< Вернуться на главную страницу сайта

Перейти к разделу "Конкурентная разведка на предприятии а также вопросы промышленного шпионажа " >>

Перейти к разделу "Интернет и компьютеры как инструменты конкурентной разведки" >>

Перейти к разделу "Люди как объекты и источники в конкурентной разведке " >>

Перейти к разделу "Вопросы стратегии и геополитики глазами специалистов разведки. Библиотеки. Полезные ресурсы " >>

Перейти к разделу "Официальная информация о российских предприятиях и гражданах в открытом доступе " >>

Сайт Невидимый Интернет

 Блог Корпоративные блоги

 

 

Открытый мастер-класс Ющука Евгения Леонидовича. Ющук Евгений Леонидович "Конкурентная разведка против PR в живом эфире". В порядке ответа на
"Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович

Блог поддержки открытого мастер-класса Ющука Евгения Леонидовича. Ющук Евгений Леонидович "Конкурентная разведка против PR в живом эфире". В порядке ответа на
"Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович

Пример разработки объекта методами конкурентной разведки: Кузнецов Сергей Валентинович

Результат работы конкурентной разведки по объекту - на примере Кузнецова С.В.: Кузнецов Сергей Валентинович

Хонда Екатеринбург

Honda Екатеринбург

Ющук Евгений Леонидович. Ющук Евгений Леонидович (Ющук Е.Л., Евгений Ющук, Evgeny Yushchuk, Yushchuk Evgeny Leonidovich) Конкурентная разведка для тех, кто работает в российском бизнесе. Конкурентная разведка как продолжение маркетинга.