Евгений Ющук. Конкурентная разведка |
||||
|
На главную страницу
|
NutraSweet сталкивается с конкуренцией: решающая роль конкурентной разведки![]() Автор: Роберт Флинн | Источник: «Vincent Mackmillan Independent Expert Group Kazakhstan»
Данная статья — это выступление г-на
Флинна на 9-й ежегодной междyнародной конференции Общества
профессионалов конкурентной разведки, состоявшейся 29 апреля
1994 гoдa в Бостоне.
Роль информации в исходе войны в Заливе весьма поучительна для корпоративных руководителей. То, как Шварцкопф использовал конкурентную разведку для защиты собственных позиций и подготовки избранной стратегии, образец эффективного корпоративного поведения. B компании NutraSweet мы, конечно же, находимся в поле зрения конкурентов. В конце 1980-х годов у нас было несколько потенциальных конкурентов, которые о нас многое знали. Откровенно говоря, им не требовалось для этого особых усилий. Бренд NutraSweet пользовался в США значительной известностью, а наша торговая марка Swirl стояла на тысячах потребительских товаров по всему миру. Не составляло никакого секрета, что мы собой представляем, или кто является нашими клиентами. Вполне хорошо известно было также и то, что в декабре 1992 года истекал срок действия нашего американского патента на аспартам’. Тогда казалось, что чуть ли не все химические компании мира подумывают о том, как бы заняться связанным с аспартамом бизнесом и ухватить свою долю нашего бизнеса. Прибыли были достаточно перспективны, чтобы заинтересоватъ многих. Глядя вперед, мы понимали, что необходимо знать своих возможных конкурентов:
Ставки были высоки. Размывание традиционной клиентской базы фирмы в Соединенных Штатах могло обойтись нам крайне дорого. С другой стороны, в глобальном масштабе замена сахара могла стать главным каналом поступления выручки. В обоих случаях исход дела определяли не только мы. Наш успех зависел от множества конкурентов. В общих чертах мы определили своих конкурентов следующим образом:
Своим успехом до сего времени мы были обязаны усилиям наших рабочих команд: групп по продажам и маркетингу, техническим приложениям, производству, нормативным вопросам и конкурентной разведке (КР). Конкурентные преимущества нашей компании в сфере маркетинга, производства, организационной структуры и финансов связаны, главным образом, со способностью команды конкурентной разведки собирать необходимую информацию. В области маркетинга мы используем КР для того, чтобы понять:
Для определения позиции нашей компании на рынке мы используем КР, Чтобы узнать, какие компании угрожают контролируемой нами доле рынка, оценить влияние структурных изменений в конкурирующих компаниях и предсказать воздействие стилей лидерства и других аспектов корпоративной культуры, с которыми мы сталкиваемся на глобальных рынках. В финансовых вопросах КР помогает нам отслеживать слабые и сильные стороны конкурентов:
Стремясь удовлетворить запросы наших клиентов и поставщиков по всему миру, мы состязаемся в быстроте с конкурентами. Чем быстрее мы получаем информацию и чем более решительно мы ее используем на практике, тем скорее мы сделаем рывок вперед, опережая соперников. Во вторых, КР должна «застраховать» нас от того, чтобы не оказаться застигнутыми врасплох конкурентами или внешней рыночной ситуацией. Стали уже привычными рассуждения о стремительных изменениях на глобальных рынках. Но никогда еще не было так трудно угнаться за этими тенденциями, действующими на глобальном уровне, и эти усилия никогда еще не имели столь большого значения для успеха бизнеса. В третьих, сообщаемые специалистам по КР новости должны подаваться в неискаженном, непредвзятом виде. Когда речь заходила о точности информации, Шварцкопф был неумолим. Он служил во Вьетнаме, где американские военные подвергались постоянной критике за приукрашивание сведений с целью угодить президенту. И он видел, что президент принимает решения на основе некачественной информации. Шварцкопф решился не повторить этой ошибки. Каждый фрагмент информации, о которой он докладывал начальству, был совершенно точен — даже если это было не то, что президент хотел бы услышать. Все мы знаем, как информация часто становится бесполезной, когда она сообщается руководителям подчиненными. Они говорят своему руководству то, что оно желает от них услышать, и таким образом укрепляют искаженное представление о ситуации. Наши специалисты по разведке должны работать в своей области, получая информацию о глобальном конкурентном окружении из первых рук. Поскольку они работают за стенами компании, их информация свободна от политического или тактического уклона. У них нет стимула к тому, чтобы приукрашивать существующее положение вещей. Их заслуга также и в том, что они указывают на детали, которые опытный руководитель может не заметить или посчитать незначительными. Четвертое требование заключается в сборе разведывательных сведений в высшей степени законными и этическими методами. Нам повезло, что в сфере КР у нас работают профессионалы высшего класса. Я знаю, что они принесли много пользы Обществу профессионалов конкурентной разведки и многое получили взамен. Благодаря выполнению этих требований КР не позволяет нам действовать в безвоздушном пространстве. Она удерживает нас от ошибок в оценке истинной ценности нашего бизнеса на рынке и реальных угроз нашему успеху. Например, что было бы, если Шварцкопф и не подозревал бы о размере иракских вооруженных сил, о том, откуда они наступают, какова величина и мощь их арсенала? Чем бы обернулась тогда для нас война? Безумцем представляется тот генерал, который вступает в сражение, не оценив возможности противника. Однако в бизнесе такое случается сплошь и рядом. Компании выходят на рынок с новыми товарами, не определяя степень конкуренции, не зная, имеется ли соответствующая потребность у клиентов, примет ли эти товары рынок. Затем они терпят неудачу, а потом еще удивляются почему? В современном мире вы должны хорошо знать своих конкурентов и свои рынки, и вы должны обладать этим знанием в масштабе всего земного шара. Вы должны знать, какую цену на свою продукцию назначают ваши конкуренты даже на другом конце света, каковы их затраты на сырье, насколько высокого качества их товары, каковы их новые разработки. Если вы не имеете ни этой, ни другой информации о конкурентах, то ничем не отличаетесь генерала, который приказывает своим войскам идти на минное поле, не догадываясь о существовании мин. Чтобы получить эффективную конкурентную разведку, необходима специализированная формальная организация, члены которой отвечают исключительно за профессиональный сбор, классификацию, анализ и распространение информации о действиях конкурентов. КР достаточно важна для того, чтобы занимать сотрудников полный рабочий день. Между этими сотрудниками и остальными работниками компании необходимо создать некоторую дистанцию. Все мы знаем, что работникам организации, особенно успешной организации, не составляет труда поддерживать существующее положение вещей, выносить быстрые суждения о том, что сработает, а что нет, прибегать к наиболее удобным методам ведения дел. Деятельность по КР должна стоять особняком от подобного стиля мышления и быть для него противоядием. Обладая особой функцией, КР может дать свежий взгляд на эффективность продаж и маркетинговых стратегий нашей компании и конкурирующих фирм. КР способна показать, к чему надо стремиться в удовлетворении нужд наших клиентов и их потребителей. Будучи отдельной организацией, КР может дать сбалансированную оценку той информации, которую сообщают нам менеджеры других направлений. Если то, что мы слышим от менеджеров, идентично тому, что сообщают наши специалисты по КР, можно с достаточной уверенностью говорить о том, что мы не промахнулись. Если же сообщения друг другу противоречат, это сигнал тревоги. В этом случае необходимо более пристально вглядеться в ситуацию. Я глубоко убежден в том, что КР помогла нам в компании NutraSweet принять больше правильных и меньше неверных решений. Я могу даже дать денежную оценку ценности КР. Она приносит нашей компании до 50 миллионов долларов ежегодно. Эта сумма соединяет в себе полученные доходы и «не упущенную» благодаря конкурентной работе выручку. Я верю в КР, наш высший менеджмент тоже в нее верит, и вместе мы создали корпоративную культуру, которая поддерживает эту деятельность. Только так конкурентная разведка может принести пользу — когда она получает всестороннюю поддержку со стороны тех, кто принимает в компании решения. Чтобы эффективно взаимодействовать с менеджерами других подразделений компании, вам, профессионалам КР, нужно предпринять несколько шагов. Два важнейших из них — это:
Технология ускоряет коммуникацию. Она увеличивает объем доступной информации. Бизнес стремительно приобретает черты игры в «А что вы знали? А когда вы это знали?» В этой игре серьезный, профессиональный, стратегический сбор и анализ разведывательных данных становится требованием успеха. Это предпосылка для выживания. Победителями станут те, кто знают больше всех, узнают об этом первыми и быстрее всех претворяют знание в действие. Эти потребности всегда имеют для меня приоритетное значение, и поэтому я весьма благодарен профессионалам в сфере КР, работающим в моей компании. Я не обучал их. Я не показывал им, как выполнять их работу. Я не устанавливал для них высоких профессиональных планок. Я лишь пользуюсь их способностями и профессионализмом. Поэтому я думаю, что многим обязан вашему обществу. Вы установили этические стандарты, которые чрезвычайно удовлетворяют таких людей, как я, использующих работу таких людей, как вы, и вы проводите огромную работу по самообразованию. Посему позвольте мне воспользоваться возможностью поблагодарить Общество профессионалов конкурентной разведки за то, что оно выполняет чрезвычайно ценную работу. Закончу я, с вашего позволения, словами генерала Шварцкопфа: «Нет геройства в том, чтобы приказать идти в наступление. Герой — это один из тех, кто сам идет в бой» Успех нашей компании, которая изо дня в день сражается со своими конкурентами по всему миру, ни в коей мере не является моей заслугой как ее главы. По-настоящему эта честь принадлежит всем тем людям, которые ежедневно идут в бой. Я бы ни в коем случае не послал их в битву без подготовки. Ha мой взгляд, они не могут быть подготовлены, если отсутствует превосходная конкурентная разведка, данными которой мы можем снабдить наших сотрудников.
|