Интернет-разведка в арсенале кадрового агентства

рис.

Автор: Андрей Масалович

Использование Интернета в рекрутинге? Казалось бы, чего проще. Человек ищет работу и размещает свое резюме в сети. Резюме попадает в базы данных, из которых кадровые агентства выбирают подходящие кандидатуры– и вот уже счастливый соискатель, взяв на вооружение эрудицию, обаяние и чистую рубашку, отправляется на собеседование.

На деле возможности Интернета неизмеримо шире, чем простой поиск жемчужных зерен в толщах информационных массивов рекрутинговых баз данных. Давайте рассмотрим три небольших примера.

Пример 1. Солидный столичный банк рассматривает инвестиционный проект и находит его достойным внимания. Служба безопасности «пробивает» организаторов проекта и их фирму по своим каналам – и не находит ничего предосудительного. Недолгая процедура оформления, и новоявленный партнер готов получить на счет первый транш - $ 150 000. Сделка сорвалась благодаря бдительности охранника банка, стоявшего на входе. Он обратил внимание, что два номинальных владельца компании, в разные дни приезжавших на переговоры, были одеты в один и тот же костюм. В этот раз банку повезло – мошенников подвела жадность. Потратившись на баню и парикмахерскую для подставных директоров, аферисты решили сэкономить на костюмах. Однако если бы служба безопасности банка включала хотя бы одного специалиста по Интернет-разведке, проверка будущей сделки заняла бы пятнадцать минут – в сети уже содержались и пресловутый бизнес-план, и описание схемы аферы и даже приметы мошенников.

Пример 2. Крупное кадровое агентство решает составить рейтинг популярности конкурентов на основе данных из Интернета. На первый взгляд все просто – сравнить частоту упоминания различных фирм, а также их место в результатах поисковых запросов, например в Yandex и Google - и вот он, сегодняшний рейтинг. Однако сопоставив полученные результаты с истинным положением дел, вы обнаружите значительное расхождение: реальная узнаваемость и репутация соседних по рейтингу фирм может различаться в несколько раз. Тот же анализ, проведенный специалистами с использованием профессиональных методик оценки популярности – «индекса информационного благоприятствования» и т.п., показывает принципиально иную картину. Из пятисот рекрутинговых фирм Москвы только двацати удалось стать сколько-нибудь узнаваемыми в Интернете, и только три фирмы сумели обеспечить себе позитивный имидж лидера

Пример 3. Успешная фирма привлекает крупные средства в развитие бизнеса, удачно разместив дополнительную эмиссию акций, однако с приходом новых инвесторов начинает испытывать проблемы с управляемостью и принятием стратегических решений. Нужен «директор по связям с инвесторами», весьма редкий и дорогостоящий специалист (зарплата – от $200 000 в год, потребность российского рынка в таких специалистах в 2004 году – 15 вакансий, прогноз на 2007 год – более 750 вакансий). Кадровые агентства, даже специализирующиеся на элитном персонале, с трудом понимают, о чем идет речь, когда к ним обращаются с подобными запросами. База данных пуста – такого рода специалисты не рассылают свои резюме, они ждут заманчивых предложений от тех, кто их и так знает. И вдруг (о, чудо) находится агентство, у которого уже есть достаточно обширная база подробных досье на потенциальных кандидатов. Секрет прост – зная основную формулу процветания на российском рынке (узконишевый монополизм), рекрутинговая фирма провела анализ рыночных тенденций, выбрала наиболее быстро растущие ниши и в т.н. «проактивном» режиме начала собирать досье на ключевых специалистов в перспективных сегментах рынка труда. Кстати, применительно к данному примеру, задача интернет-поиска не очень сложна: каждый специалист подобного профиля обязательно проходит дополнительное обучение по дисциплине Corporate Governance в одном из десяти ведущих мировых университетов. Например, в прошлом году в университете York (Торонто, Канада) такое обучение прошли 14 росиийских топ-менеджеров – и их персональные данные можно найти на специализированном web-сайте канадской бизнес-школы.

На первый взгляд, приведенные примеры достаточно далеки от практики вашей повседневной работы с Интернетом, однако они показывают, какие обширные допонительные возможности несет в себе «всемирная паутина». Лидеры рынка HR уже давно и успешно используют эти возможности на благо собственного бизнеса. А что могут дать Интернет-технологии вашей компании?

Вот лишь некоторые из задач, которые можно эффективно решать средствами Интернет-разведки:

1. Проверка достоверности данных, указанных в резюме соискателя.

Вы обращаетесь в Интернет за информацией, однако чаще всего имеете дело не с набором четких проверенных фактов, а с некоторым нематериальным образом объекта, который может сколь угодно далеко отстоять от оригинала.

Три года назад в русскоязычном Интернете активно обсуждалась красивая мистификация двух школьниц из глухого сибирского села. Не пройдя по возрасту на конкурс красоты «Мисс Интернет», они придумали идеальную девушку – красивую, острую на язык, с увлекательной биографией и убедительной фигурой, и зарегистрировали ее в числе прочих претенденток. Виртуальная соискательница успешно проходила тур за туром, охотно раздавала интервью и обрастала многочисленными поклонниками в чатах, блогах и форумах. К финалу конкурса ее популярность была настолько велика, что одно из голосований прервали досрочно – за явным преимуществом. Жюри заподозрило неладное, только когда счастливая финалистка не явилась в Москву на церемонию награждения (девушки, кстати, тогда получили специальный приз «Открытие года»).

Конечно, маловероятно, что за анкетой респектабельного директора производства скрывается пара шустрых малолеток, но основные факты резюме проверять необходимо – Интернет полон желающих выдать желаемое за действительное. Кстати, современные системы конкурентной разведки значительную часть работы по проверке достоверности данных могут выполнять автоматически.

2. Cбор дополнительной информации о конкретных персонах (досье).

К настоящему моменту произошло насыщение баз данных кадровых агентств – число резюме в базах основных фирм приближается к 600 000, причем «перекрытие» разных баз может составлять до 90 %. Для большинства вакансий проблема заключается не в том, чтобы найти кандидатов (их сотни), а том, чтобы выбрать для собеседования десяток наиболее подходящих. И здесь в дело идет любая дополнительная информация, позволяющая выделить (или чаще – забраковать) того или иного кандидата. Современные поисковые системы дают возможность получать т.н. RSS-потоки – новостные ленты на основе форумов, чатов и блогов. Из них можно почерпнуть самую разнообразную информацию о любой персоне – начиная от отзывов бывших коллег и заканчивая угрозами «кинутых» клиентов. Попробуйте, например, зайти на сайт www.seku.ru и запросить пример RSS-ленты о себе или своей фирме – вероятно, узнаете много любопытного.

3. Мониторинг активности конкурентов.

Одна из реальных проблем рекрутингового бизнеса – низкий барьер вхождения. Комната, два стола, компьютер, телефон и круглая печать – и вот перед вами новоиспеченное «Агентство элитного персонала “Европа-Люкс”». Таких фирм-однодневок образуется великое множество, еженедельно и ежедневно. Обидно, что с точки зрения клиента они стоят на одной доске с действительно серьезными фирмами (ибо характерных для западных стран рекрутинговых сетей-монстров у нас еще не появилось, и самые успешные HR-фирмы редко насчитывают более двух десятков сотрудников). Боэтому битва за клиента идет круглосуточно, а если принять во внимание короткую память и практически нулевую лояльность обитателей Интернета, то понятно, что успех приносят лишь постоянные акции, напоминающие о вашем существовании и превосходстве. Поэтому реакция на каждое действие прямого конкурента должна быть немедленной и адекватной. Каждый потенциально успешный шаг конкурента – предложение новой услуги, выход в новый регион или сегмент рынка, новый клуб, тренинг, методический материал и.т.д. – должен изучаться и анализироваться в день появления. Поэтому основу современных систем конкурентной разведки составляют средства интернет-мониторинга, которые ежечасно просматривают тематические сайты и автоматически оповещают вас о любых важных событиях.

4. Продвижение собственной компании, услуги и бренда в Интернете.

На титульной странице сайта одной известной дизайн-студии написано: «Интернет-представительство – такое же лицо фирмы, как и ее офис». Фраза выглядит пикантно (на сайте в слове «представительство» присутствует орфографическая ошибка, а в слове «интернет» - целых две), однако ее истинность сегодня составляет 100% и продолжает расти. Подавляющее большинство потенциальных клиентов получают первое впечатление о вашей фирме по вашему интернет-сайту – его дизайну и навигации, удобству и полноте услуг, месту в поисковиках и т.п. Если у вас есть иллюзии, что ваш сайт эффективен, элегантен и целенаправленно работает на вас, проведите два простых эксперимента:

- наберите в строке запроса поисковой системыYandex команду следующего вида:

#link=” www.имя_вашего_сайта.ru “ , а затем проделайте ту же команду для сайтов основных конкурентов и посмотрите на строчку «Результат поиска». Если для вашего сайта там указано меньшее число, чем у конкурентов – ситуация с вашим обликом в Интернете оставляет желать лучшего, а если при этом ваши результаты поиска показывают менее 100 сайтов – положение ужасающее. К счастью, популярность сайта в Интернете можно безо всяких затрат удвоить менее чем за квартал, придерживаясь трех десятков простых правил продвижения, известных специалистам;

- зайдите на страницу http://wordstat.yandex.ru и в строке запроса наберите самый популярный с вашей точки зрения запрос, касающийся вашей предметной области. Например, «поиск работы». Вы увидите, что из 3 млн. пользователей обратившихся в Интернет в поисках работы за последний месяц, только 69 000 используют слова «поиск работы». Еще столько же используют слово «job», чуть больше (75 000) предпочитают написать просто «пюанрю» (это слово «работа», набранное в неправильной кодировке), а самые популярные запросы (почти 600 000) используют словосочетания со словом «вакансия». Держу пари, что ваш сайт не оптимизирован по частоте использования наиболее популярных словосочетаний (уж слова «пюанрю» там точно нет), а значит, он невидим для большинства потенциальных клиентов.

5. Мониторинг эффективности собственных рекламных кампаний.

Один из гуру современного капитализма как-то сказал: «Я точно знаю, что половина моего рекламного бюджета тратится впустую, но я не знаю, какая именно». Да, любая рекламная кампания – вещь дорогостоящая, малоэффективная и неизбежная (и в этом она сродни налоговой проверке), тем более важно понять, каким в итоге оказался эффект от тех или иных рекламных вложений. Можно, конечно, заказать такого рода иследования одной из специализированных фирм (хорошую аналитику предоставляет, например, фирма Медиалогия), однако серьезные компании предпочитают проводить такого рода работы силами собственной службы конкурентной разведки (это и экономит ресурсы, и обеспечивает конфиденциальность).

Это лишь некоторые примеры из широкого спектра задач, решаемых средствами Интернет-разведки. Возникнув как компонент традиционной конкурентной разведки, разведка в Интернете со временем обрела свой арсенал приемов, методов и инструментов. Сегодня каждая из фирм, специализирующихся на безопасности бизнеса, предлагает те или иные услуги по сбору информации и мониторингу в Интернете. Сформировался круг специалистов по данной тематике (и еще более широкий круг бизнес-тренеров), появились эффективные программные инструменты. Как заставить все это работать на пользу вашему бизнесу?

Проще всего в качестве первого шага отправить своих специалистов на обучение по курсу «Конкурентная разведка в сети Интернет» (есть несколько учебных программ, самую современную и приближенную к практике предлагает Академия Информационных Систем – www.infosystem.ru ). Через три дня вы взглянете на Интернет другими глазами (а Интернет посмотрит на вас, дружелюбно и заинтересованно).

Далее необходимо обзавестись базовым программным инструментарием, позволяющим автоматизировать большинство задач интернет-поиска. Таких инструментов на рынке представлено около десятка и явный лидер среди них еще не определился (в последнем обзоре CNews «Копроративные поисковые системы» в качестве оптимальной по критерию эффективность/стоимость рабочего места называется отечественная поисковая система Avalanche).

И наконец, наиболее продвинутые, дальновидные и предприимчивые фирмы строят собственные системы Интернет-разведки, обращаясь к тем же разработчикам, что обслуживают крупные гос.структуры, силовые ведомства и информационные агентства. Но до этого шага (как и до Швепса в известной рекламе) надо дорасти. Эволюция...

Источник: Тора-центр

 

 

<< Вернуться на главную страницу сайта

Перейти к разделу "Конкурентная разведка на предприятии а также вопросы промышленного шпионажа " >>

Перейти к разделу "Интернет и компьютеры как инструменты конкурентной разведки" >>

Перейти к разделу "Вопросы стратегии и геополитики глазами специалистов разведки. Библиотеки. Полезные ресурсы " >>

Перейти к разделу "Официальная информация о российских предприятиях и гражданах в открытом доступе " >>

Сайт Нежданова Игоря Юрьевича "Аналитическая разведка в России"

 

Сайт Невидимый Интернет

 

Сайт Конкурентная разведка и информационная война

Блог Корпоративные блоги

 

 

Открытый мастер-класс Ющука Евгения Леонидовича. Ющук Евгений Леонидович "Конкурентная разведка против PR в живом эфире". В порядке ответа на
"Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович

Блог поддержки открытого мастер-класса Ющука Евгения Леонидовича. Ющук Евгений Леонидович "Конкурентная разведка против PR в живом эфире". В порядке ответа на
"Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович

Пример разработки объекта методами конкурентной разведки: Кузнецов Сергей Валентинович

Результат работы конкурентной разведки по объекту - на примере Кузнецова С.В.: Кузнецов Сергей Валентинович

 

Ющук Евгений Леонидович. Ющук Евгений Леонидович (Ющук Е.Л., Евгений Ющук, Evgeny Yushchuk, Yushchuk Evgeny Leonidovich) Конкурентная разведка для тех, кто работает в российском бизнесе. Конкурентная разведка как продолжение маркетинга.